Литературный энциклопедический словарь
КОРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

КОРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

КОРЕ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература корейского народа. До конца XIX в. К. л. была двуязычной и создавалась как на официальном литературном языке ханмуне (кореизир. форма кит. письм. языка вэньяня), так и на корейском языке. Истоки К. л. восходят к древнекорейскому фольклору начала н. э. (мифы, предания, народные и шаманские песни), мотивы и сюжеты которого легли в основу ранних образцов художественной прозы. Древнейшими образцами литературы на корейском языке являются небольшие стихотворные хянга («песни родной стороны»), датируемые VI—X вв. В IX в. была составлена антология «Самдэмок», вобравшая хянга поэтов государства Силла (не сохранилась). Традиции хянга были продолжены в Корё каё («песнях Корё», XII—XIV вв.), создававшихся придворными поэтами и комедиантами; это были сравнительно длинные стихи, в основном обрядового, дифирамбического и любовного содержания. Одновременно развивалась поэзия на ханмуне. В ее становлении значительную роль сыграла пейзажная и философская лирика Чхве Чхивона; его стихи также полны раздумий о судьбах народа и страны, раздираемой междоусобицами, о быстротечности жизни. Ранняя проза на ханмуне представлена в основном историческими сочинениями («Исторические записи трех государств» конфуцианского историографа Ким Бусика, XI в.), житиями буддийских подвижников.

В XII—XIII вв., в период ослабления централизованного государства, монгольского нашествия, экономического упадка и смут на первый план выступают даосские представления о мире и человеке как части великой природы. Достигает расцвета пейзажная лирика на ханмуне, особенно в произведениях поэтов-анахоретов, известных как «Семеро мудрых из Страны к востоку от моря». Среди них выделяется Ли Инно, произведения которого стали программными для литературы буддийско-даосского направления. Ли Инно оказал влияние на многих поэтов, в т. ч. Ли Гюбо, мастера пейзажной лирики, родоначальника жанра поэмы в К. л. Его стихи имеют обличительный характер, описывают бедственное положение земледельцев, направлены против иноземного нашествия. В XIII—XIV вв. художественная проза постепенно отделяется от исторической литературы. Появляются яса («неофициальные истории», напр. «Забытые деяния трех государств» буддийского монаха Ирёна) и сборники пхэсоль (Ли Джехён и др.) — прозы малых форм, в которых отражены история, быт и нравы корейского народа; создаются «псевдобиографии» по типу исторических жизнеописаний, в которых героями выступают животные, растения и т. п. О средневековых жанрах К. л. также в ст. Поэтика.

В конце XIV—XV вв. происходит укрепление централизованного государства; важнейшим культурным событием в жизни страны было создание в 1444 корейского буквенно-звукового письма, что ускорило развитие К. л. на родном языке. Первое произведение на корейском алфавите — «Ода дракону, вознесшемуся в небеса» (1445). Вместе с тем засилье конфуцианских устоев в значительной мере препятствовало распространению литературы на корейском алфавите, поэтому продолжала господствовать литература на ханмуне, в которой по-прежнему сильны конфуцианские идеалы, но в изображаемое уже вносится эмоциональная окраска, большее внимание уделяется отдельной личности. В это время зарождаются поэтические жанры на корейском языке: сиджо (трехстишия) и каса (большие поэмы), выдающимися мастерами которых были Чон Чхоль и Юн Сондо. Как самостоятельный жанр развивается новелла, выделившаяся из пхэсоль, главным образом плутовской. В новеллах Ким Сисыпа наблюдается отход от традиционных сюжетов, даются образы простых людей, содержится острая сатира на феодальные порядки и конфуцианскую мораль. Большую роль в развитии корейской сюжетной прозы сыграли также аллегории Лим Дже. В 1478 Со Годжоном была составлена обширная антология «Тонмунсон» («Восточный изборник»), включившая лучшие образцы прозы и поэзии на ханмуне до начала XV в.

Заметное влияние на дальнейшее развитие К. л. оказали освободительные настроения, вызванные Имджинской отечественной войной с Японией (1592 — 1598) и сопротивлением маньчжурским завоевателям (1627, 1636). Непосредственным откликом на события войны явилась патриотическая лирика Пак Инно. В период ожесточенной борьбы придворных группировок в XVI—XVII вв. многие литераторы вынуждены были искать пристанища вдали от столицы, на лоне природы. Отшельнические настроения породили в поэзии на корейском языке «литературу рек и озер». С социально-утопической «Повестью о Хон Гильдоне» Хо Гюна связано начало средневековой повести на корейском алфавите. С распространением идейного течения сирхакпха («школа практических наук», XVII — начало XIX вв.), представители которого выступали с критикой традиционного общества и призывали к просвещению и реформам в области управления, в К. л. постепенно усиливаются демократические и реалистические тенденции. В XVII в. появляются первые в К. л. романы Ким Манджуна, в центре которых — освобождение личности от пут конфуцианской морали, гневное обвинение сословного феодального общества, а также анонимные романы («Сон в Нефритовом павильоне» и др.). Идеи сирхакпха наиболее полно отразились в сатирических новеллах на ханмуне писателя-реалиста XVIII в. Пак Чивона.

В XVIII—XIX вв. особенно популярен был жанр повести на корейском языке — сосоль, главным образом анонимной: героическая «Имджинская хроника» (XVII в.), лирические «Повесть о Чхунхян» (XVIII в.; см. «Чхунхян Джон»), «Повесть о Сим Чхон» (кон. XVIII в.) и др. В XVIII в. на корейском алфавите распространились также «дворцовые дневники», писавшиеся придворными дамами, анонимные многотомные романы («Удивительное соединение двух браслетов», «Им, Хва, Чон и Ён» и др.); поэзия на родном языке была собрана в антологии «Неувядаемые слова Страны зеленых гор» (ок. 1727) и «Песни Страны, лежащей к востоку от моря» (1763). Последними яркими представителями поэзии на ханмуне были идеолог сирхакпха Чон Ягён, поэт-скиталец Ким Саккат. Как литературный жанр оформляется лиро-эпический песенный сказ — пхансори, реформатором которого выступил Син Джэхё. Ему принадлежит также большая заслуга в развитии музыкальной драмы чхангык.

С подъемом антифеодальной (крест. война 1893 — 1894) и антиимпериалистической борьбы в Корее в конце XIX — начале XX вв. развертывается патриотическое культурно-просветительное движение, буржуазно-демократическое по характеру. Корейские писатели знакомятся с русской и западноевропейской литературой. Ханмун перестает быть господствующим языком художественной литературы; корейское письмо переживает пору возрождения. Романы Ли Инджика, Ли Хэджо, пронизанные культурно-просветительными идеями, знаменуют собой этап т.н. новой прозы — син сосоль. Переходной формой от средневековой поэзии к современному свободному стиху были чханга, злободневные по содержанию.

Рождение новой К. л. происходило в тяжелых условиях колониального ига, установившегося после аннексии Кореи Японией (1910). Начало современной прозе положили ранние произведения (1917) идеолога буржуазного национализма Ли Гвансу. Движение за «новую поэзию» возглавили в 10‑х гг. Чхве Намсон и Ким Ок. После подавления народного восстания в марте 1919 среди писателей происходит размежевание: журнал «Чханджо» стал трибуной символистов, журнал «Пэкчо» объединил романтиков, журнал «Чосон мундан» — натуралистов. Одновременно под влиянием марксизма формировалась пролетарская литература. Ее предшественницей явилась т.н. «школа нового направления» (синкёнхянпха). Среди видных ее представителей — Чхве Сохэ, для новелл которого характерна ярко выраженная патриотическая и социальная направленность. Реалистические черты свойственны лирике Ким Соволя, воспевшего родную землю. В 1925 была создана Корейская федерация пролетарского искусства (распущена в 1935 япон. колон. властями), отстаивавшая принцип партийности и классовый характер искусства. В нее входили известные прозаики (в т. ч. Ли Гиен, Чо Мёнхи, Сон Ён), поэты, критики. Развитие получил реалистический роман о корейской деревне (Ли Гиен). С началом китайско-японской войны 1937 произошло усиление японской реакции, сопровождавшееся ужесточением цензуры, гонениями на прогрессивных деятелей культуры и литературы. Одни писатели обратились к жанру исторического романа с детальным описанием корейских обычаев и быта (Хон Мёнхи, Ли Гвансу), другие — искали выход в утонченно-субъективистских настроениях, интеллектуализме (Ли Сан, произведения которого близки литературе «потока сознания»). В годы 2-й мировой войны 1939 — 1945 литературные публикации на корейском языке почти полностью были запрещены. В районах, охваченных в 30‑х гг. антияпонским партизанским движением, популярностью пользовались революционные стихи, песни, одноактные пьесы.

С 1945 в Северной Корее (с 948 — КНДР) происходит становление социалистической литературы, продолжавшей традиции корейской прогрессивной литературы, особенно пролетарской. В 1946 была образована Ассоциация работников литературы и искусства Северной Кореи. Основные темы связаны с демократическими преобразованиями в стране. Среди поэтов популярностью пользовался Чо Гичхон, создавший эпическую поэму «Гора Пэктусан» об антияпонском партизанском движении 30‑х гг. Отечественная Освободительная война 1950 — 1953 обусловила появление героических и патриотических тем. Значительное место заняла военная публицистика, рассказы, фронтовые стихи. В 1953 был учрежден СП Кореи. В 60‑х гг. появились крупные исторические полотна Ли Гиёна, Чхон Себона, Чхве Мёнъика, распространилась мемуарная литература (главным образом о борьбе против японских колонизаторов); в 70‑х гг. — произведения, созданные коллективами авторов по мотивам пьес периода антияпонской борьбы 30‑х гг.: «Море крови» (1973), «Судьба охранника» (1977). В современной литературе остаются ведущими темы мирного созидательного труда, борьбы за объединение родины, партизанского движения, антиимпериалистическая тема. Орган СП Кореи — журнал «Чосон мунхак» (с 1953).

В Южной Корее в первые годы после изгнания японских колонизаторов (1945 — 1948) многие писатели выражали надежды на воссоединение родины. После войны 1950 — 1953 в южнокорейской литературе усилились антикоммунистические тенденции; на ее развитие сильное влияние оказали экзистенциализм, концепции «новой критики», теории антиромана (см. «Новый роман»). Преобладают темы войны, абсурда, одиночества, эротическая тема. После Апрельского восстания 1960 наметилось некоторое оживление прогрессивных гуманистических тенденций; получила развитие т.н. литература участия, содержащая критику южнокорейской действительности (проза Ким Сонхана, поэзия Ким Джиха). В поэзии 60—70‑х гг. господствуют эксперименталистские направления как модернистского толка, так и тяготеющие к возрождению традиционных стихотворных приемов. Издается несколько литературно-художественных журналов.

Издания:

Современная кор. поэзия, М., 1950;

Современные кор. пьесы, М., 1957;

Кор. классическая поэзия, пер. А. Ахматовой, 2 изд., М., 1958;

История о верности Чхун Хян. Средневек. кор. повести, М., 1960;

Черепаховый суп. Кор. рассказы XV—XVII вв., Л., 1970;

Бамбук в снегу Кор. лирика VIII-XIX вв., М., 1978;

Классическая проза Д. Востока, М., 1975, с. 229—368;

Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии, М., 1977;

Кор. предания и легенды из средневек. книг М., 1980;

Сон в Нефритовом павильоне Роман, М., 1982.

Литература:

Еременко Л., Иванова В., Кор. литература. Краткий очерк, М., 1964;

Никитина М. И., Троцевич А. Ф., Очерки истории кор. литературы до XIV в., М., 1969;

Троцевич А. Ф., Кор. средневек. повесть, М., 1975;

Елисеев Д. Д., Новелла кор. средневековья, М., 1977;

Тэн А. Н., Традиции реализма в кор. классической литературе, А.-А., 1980;

Никитина М. И., Древняя кор. поэзия в связи с ритуалом и мифом, М., 1982;

Агеева Г. М., Кор. художественная литература. Указатель переводов и критич. литературы…, 1945 — 1978, в. 1, М., 1980;

Чосон мунхак тхонса, т. 1—2, Пхеньян, 1959;

Пэк Чхоль, Ли Бён Ги, Кунмунхак чонса Сеул, 1975.

Л. Р. Концевич.

В начало словаря