Ћитературна€ энциклопеди€ (в 11 томах, 1929-1939)
—татьи на букву "–" (часть 1, "–јј"-"–ј…")

¬ начало словар€

ѕо первой букве
A-Z ј Ѕ ¬ ƒ « »   Ћ ћ Ќ ќ ѕ
ѕредыдуща€ страница —ледующа€ страница

—татьи на букву "–" (часть 1, "–јј"-"–ј…")

–јјЅ≈

–јјЅ≈ ¬ильгельм (1831-1910) - немецкий писатель, известный первоначально (до 1861) под псевдонимом якова  орвинуса. –. в чиновничьей семье. ”чилс€ в ¬ольфенбюттельской гимназии. ѕрослушал в Ѕерлине цикл лекций по истории, философии и литературе. — 1870 и до конца жизни жил в Ѕрауншвейге.

–. вырос с немецким реализмом и сам содействовал его расцвету. “ворчество –. отражает один из этапов в развитии немецкой буржуазии второй половины XIX века, напуганной революцией 1848 и примирившейс€ с реакцией. ќбъективистское изображение действительности вместо прежнего вы€влени€ революционных тенденций, интерес к обыденной жизни, изображение реальности во всем ее многообразии ставились во главу угла нового искусства, в частности литературы. “ворчество –., этого талантливого писател€-юмориста, лишено широкого социального фона. ѕисатель с очень ограниченным горизонтом, он вращаетс€ исключительно в пределах мелкобуржуазного быта. ¬ центре у него - небольшой город с его печальными закоулками и узкими улицами. Ќа этом фоне выступают его герои: старые ученые, служащие, мелкие лавочники и ремесленники. ¬ большинстве случаев это - простые, тихие, забитые люди, нередко странные чудаки, оказывающиес€ геро€ми в борьбе с жизнью (ЂDer Hungerpastorї).

ћировоззрение –., как и другого немецкого реалиста √отфрида  еллера, складывалось под вли€нием философии ‘ейербаха. –. усвоил основной ее смысл - отрицание догматики, внутреннее освобождение личности, утверждение действительности во всем ее многообразии. Ёто мировоззрение нашло свое отражение в романах и рассказах раннего –аабе (ЂDie Chronik der Sperlingsgasseї, 1856; ЂEin Fruhlingї, 1858; ЂDie Kinder von Finkenrodeї, 1859, и др.).

ќдним из первых произведений –. €вл€етс€ Ђ’роника ¬оробьиного переулкаї (Die Chronik der Sperlingsgasse). —пецифической особенностью художественного метода –. в этот период €вл€етс€ полнота зарисовки событий и образов, их красочность и разнообразие. Ќо в реалистическом изображении отдельных событий и поступков у –аабе нет той последовательности, котора€ свойственна другим представител€м немецкого реализма, например  еллеру. –еалистическое повествование –аабе здесь еще часто перебиваетс€ лирическими отступлени€ми, воспоминани€ми о прошлом, что непосредственно св€зано с романтизмом в его творчестве.

ѕервым крупным романом –аабе €вл€ютс€ ЂЋюди из лесаї (Die Leute aus dem Walde, 1863). —пецифической особенностью и Ђ’роникиї и первого романа, вообще всего раннего периода творчества –., €вл€ютс€ обширна€ цитаци€, заимствовани€ из литературных произведений, многочисленные ссылки на литературные образцы, имена литературных героев и т. п. Ќовеллы –., где он постепенно освобождаетс€ от литературных образцов, более самосто€тельны и более красочны. Ћитературные и исторические источники станов€тс€ только сырьем, к-рое –аабе перерабатывает, материалом дл€ создани€ образов. ќсвобожда€сь от излишнего литературного груза, –. вместе с тем освобождаетс€ и от романтических элементов своего творчества. Ќа этом этапе его творческого пути острота наблюдательности, изображение жизни таковой, как она есть, во всей ее красочности и нагл€дности, достигают у –. своего высшего предела. –еализм –. про€вл€етс€ здесь наиболее €рко.

— 1865 происходит поворот в мировоззрении и художественном методе –., который можно выразить в словах Ђот ‘ейербаха к Ўопенгауэруї. ‘илософи€ Ўопенгауэра, отразивша€ процесс упадка буржуазной философской мысли, становитс€ философией героев –. ”же в ЂЋюд€х из лесаї в словах ”лекса чувствуетс€ вли€ние пессимизма Ўопенгауэра, но последовательное и более глубокое нарастание пессимистического настроени€ намечаетс€ в трилогии –.: ЂDer Hungerpastorї (1864), ЂAbu Telfanї (1868), ЂDer Schudderumpї (1870).

¬ первой части трилогии - в романе ЂHungerpastorї - –аабе выводит молодого человека, который трудом и лишени€ми пробивает себе дорогу в жизни. јвтор подчеркивает, что, несмотр€ на его кажущеес€ внешнее поражение, благодар€ внутреннему спокойствию или юмору приобретаютс€ внутреннее освобождение и победа. ¬ произведении наличествует бодрый жизнерадостный тон. ¬о втором романе ЂAbu Telfanї наблюдаетс€ уже снижение этого тона. ’от€ автор и идет еще по линии утверждени€ жизни и поет ей дифирамбы, но герой принужден разочароватьс€ в своих надеждах и притти к отречению. ѕоследнее произведение трилогии - ЂDer Schudderumpї - пронизано иде€ми философии пессимизма. –оман оканчиваетс€ победой зла и гибелью героини.

¬месте с этим нарастанием пессимизма к концу творческого пути –. обнаруживаетс€ у него и тенденци€ к символизации жизни (ЂHeimkehr aus der Fremdeї). «начительное место в творчестве –. отводитс€ историческим произведени€м (ЂDie schwarze Galeereї, ЂFerne Stimmenї. 1865) и др.

’арактерной чертой –. €вл€етс€ его юмор. ≈го реалистический стиль, то €сный и простой, то усложненный, построен в большинстве случаев на быстрой смене серьезного и шутливого.

Ѕиблиографи€:

I. Samtliche Werke, 18 Bde, Berlin, 1913-1920.

II. Ћитература о –. как журнальна€, так и книжна€ очень велика (особенно за последнее дес€тилетие). ѕоэтому здесь названы только нек-рые из отдельных книг о нем и его творчестве. Gerber –., W. Raabe, Lpz., s. а., (1897) (перва€ монографи€ о –.); Brandes W., W. Raabe, 2 Aufl., Wolfenbuttel, 1906; Stimmel E., Einfluss der Schopenhauerschen Philosophie auf W. Raabe, Diss., Munchen, 1919; Spiero H., Raabe. Leben, Werk, Wirkung, 2 Aufl., Darmstadt, 1925; Heess W., Raabe. Seine Zeit u. seine Berufung, Berlin, 1926; Grohmann W., Raabe-Problem, Darmstadt, 1926; Hartmann F., W. Raabe, 2 Aufl., Hannover, 1927; Fehse W., W. Raabe, Leben, Berlin, 1928; ≈го же, W. Raabes Sendung, Berlin, 1929; ≈го же, Im Spiegel des alten Proteus, Berlin, 1931; Perquin N., Raabes Motive als Ausdruck seiner Weltanschauung, Amsterdam, 1928; Mehring F., Zur Literaturgeschichte von Hebbel bis Gorki, Berlin, 1930.

III. Spiero H., Raabe-Lexikon, Berlin, 1927; Hagemann L., W. Raabe-Katalog, 2 verm. Aufl., Berlin, 1927.

–јЅ»Ќ

–јЅ»Ќ »осиф (1900-) - еврейский советский писатель. –. в √родно. — ранних лет работал печатником. „лен ¬ ѕ(б). ”частвовал в подпольной коммунистической работе в ѕольше. ќкончил ћосковский пединститут им. Ѕубнова и аспирантуру по еврейской литературе. —вою литературную де€тельность –. начал в комсомольских журналах (ЂJungwaldї и др.) и в газ. ЂDer Einesї. –. принадлежал к той группе молодых еврейских пролетарских писателей (московский журн. Ђstromї), к-ра€ способствовала переходу Ђштромовскихї авторов на подлинно революционные позиции.

–. пришел в еврейскую литературу с партийной тематикой. ѕервое большое произведение его - Ђswesterkinderї (ƒвоюродные брать€). «десь –. художественно вы€вил те большевистские тенденции, к-рые назревали среди еврейских рабочих в годы 1907-1917 в крупных центрах бундизма. Ётот роман дал критику как бундовского положени€, что Ѕунд €кобы €вл€лс€ Ђединственным представителем еврейского пролетариатаї, так и бундовской антибольшевистской установки, что еврейский рабочий Ђопоздал к ќкт€брьской революцииї. –абин показал, как рабочий-бундовец Ўие пришел к сознанию, что Ѕунд Ђне нужен был, не оправдал себ€, только мешал и вредилї. ѕримечательно, что Ђƒвоюродные Ђбрать€ї вызвали резкую атаку со стороны польского Ѕунда. ѕо примеру Ђкоричневых рубашекї бундовские ЂЋитературные еженедельникиї (Literarise Wochensriftn) требовали уничтожени€ этой книги.

—ледующа€ книга –. - ЂЅузи ƒубинї (1932) - написана на тему о де€тельности оппозиции 1923. –. удалось изобразить оппозицию в исторической перспективе. јвтором вы€влены те основные тенденции троцкистской оппозиции, к-рые привели и неизбежно должны были привести троцкизм в р€ды авангарда мировой контрреволюции. ¬ произведении фигурирует и старый бундовский персонаж - ћендл –ивин. Ёто тот же »ль€ из Ђƒвоюродных братьевї, только в услови€х 1923: здесь он блокируетс€ с оппозицией.

ќрудие –. - смех и ирони€. ≈го излюбленный прием - компрометаци€ враждебных революции персонажей, особенно в бытовом плане (»ль€ и ћендл –ивин). ¬раги у –абина - воплощение человеческого ничтожества. ѕравда, здесь писатель не всегда сохран€ет художественную меру, иногда скатываетс€ к плакату, к шаржу.

–. написал также сборник рассказов о партийной чистке 1929. ¬ насто€щее врем€ –. работает над большим романом Ђ„то будет?ї, к-рый посв€щен проблеме зарождени€ большевизма среди еврейских рабочих.

Ѕиблиографи€:

I. swesterkinder, 1930 и 1933, русский перевод, √»’Ћ, 1932; Busi Dubin, 1932; Laiterung, 1931.

II. ќршанский, журн. ЂProlitї, 1930, є 10; ÷вейг –., журн. ЂRojte weltї, 1930, є 10; ќшерович, журн. Ђsternї, 1930, є 7-8;  литеник, журн. Ђsternї, 1933, є 10-11.

–јЅ»Ќќ¬»„

–јЅ»Ќќ¬»„ - см. Ўолом-јлейхем.

–јЅЋ≈

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

–јЅќ…

–јЅќ… јйзик (1883-) - американский еврейский беллетрист. –. в с. «авалье б.  аменец-ѕодольского округа. ¬ 1904 эмигрировал в Ќью »орк, был рабочим, затем фермером, впоследствии оп€ть стал рабочим-меховщиком. ƒебютировал маленькими рассказами в 1908. Ѕолее крупные произведени€ - романы ЂHer Goldenbargї (1914), ЂDer pas funem jamї, ЂDos wilde landї (1919). ¬ этот период –. примыкал к буржуазной группе Ђћолодыеї. –. особенно привлек к себе внимание еврейской лит-ой среды романом ЂHer Goldenbargї, живописующим быт фермеров в јмерике. ¬ 1923 роман был переработан в драму под названием Ђstechik drotї ( олюча€ проволока).

 огда начала выходить коммунистическа€ газ. ЂFraihaitї, –. напечатал там р€д рассказов из ньюиоркской жизни под общим названием ЂDi baitsї ( нут, 1922), но вскоре перешел в социал-фашистский журнал ЂDi zukunftї. ¬ 1928 –абой вернулс€ в ЂFraihaitї, где начал печатать роман ЂProste mentsnї (ѕростые люди). –оман ЂErgez wu in Dakoteї (√де-то в ƒакоте) он опубликовал в коммунистическом журн. ЂHamerї. ѕосле восстани€ арабов в ѕалестине осенью 1929 –абой порвал с ЂFraihaitї.

— углублением экономического кризиса у –. назрел перелом. ќн постепенно вт€нулс€ в борьбу революционного индустриального союза рабочих-швейников и прин€л активное участие в проведении революционной забастовки. ¬торично возвратилс€ в ЂMorgn fraihaitї (июль 1932), на сей раз классово-сознательным пролетарием. — тех пор работает активно в р€де массовых организаций. ¬ступил в коммунистическую партию. ¬ насто€щее врем€ –. - секретарь литорганизации ЂProletpenї и соредактор ее органа ЂSignalї. ѕринимает активное участие в еврейских коммунистических издани€х. (ЂMorgn fraihaitї, ЂHamerї и др.).

–. - талантливый прозаик. ¬ первый период своей лит-ой де€тельности он старалс€ быть аполитичным и Ђасоциальнымї, но по существу бежал от реальной действительности большого города: его привлекали примитивна€ идилли€ американских прерий и образы старого еврейского местечка Ђчертыї. ¬ произведени€х этого периода писатель идеализировал еврейского кулака и €рко выражал свои сионистские националистические настроени€. ќднако совершившийс€ в его творчестве перелом открыл перед ним новые перспективы. ѕринима€ участие в классовой борьбе, –. все более культивирует социальную тематику городской жизни в јмерике. ѕоказ городских типов и образов разных классов и социальных прослоек у него реалистичен, зарисовки динамичны.

–јЅќ„јя ¬≈—Ќј

Ђ–јЅќ„јя ¬≈—Ќјї - литературно-творческа€ группа пролетарских писателей, организованна€ в мае 1922 при участии ƒ. Ѕедного, ». ‘илипченко, ‘.  иселева, ». ƒоронина и др. —уществовала при газ. Ђ–абоча€ ћоскваї. ¬ состав Ђ–. в.ї входили рабочие, гл. обр. молодежь. «а врем€ работы группы вы€вились поэты и писатели: я. Ўведов, ». –ахилло, ћ. ѕлатошкин, ј. »сбах и др. √руппа выпустила четыре литературно-художественных сборника стихов и прозы и сборник стихотворений. Ђ–абоча€ веснаї принимала активное участие в организации ћјѕѕ. — 1924 работа группы свертываетс€. ¬новь и с обновленным составом группа начинает работать с 1926. — 1927 группа порывает с ¬јѕѕ и вливаетс€ в Ђ узницуї. √руппа прекратила свое существование в 1932.

Ѕиблиографи€:

I. √руппой Ђ–. в.ї выпущены: —борник Ђ–абоча€ веснаї, изд. Ђћосковский рабочийї, ћ., 1922; Ђ–абоча€ веснаї, —б. є 2, изд. то же, ћ., 1923; ѕоэзи€ рабочих профессий, —борник стихов, собр. и редактиров. Ѕор. ¬олиным, изд. ЂЌова€ ћоскваї, ћ., 1924; Ђ–абоча€ веснаї, ѕесни и рассказы, √из, ћ., 1924 (Ѕиб-ка дл€ рабочих и кресть€н, Ђ»зба-читальн€ї); Ђ–абоча€ веснаї, Ћитературно-художественные альманахи, изд. ЂЌедраї, ћ., 1930; “о же, альманах II, изд. то же, ћ., 1931.

II. ќтзывы о сборниках:  убиков »., Ђѕечать и революци€ї, 1923, V; Ўвецов —., ЂЌа литературном постуї, 1930, VIII; «амошкин Ќ., ЂЌовый мирї, 1930, III; Ђќкт€брьї, 1930, V-VI;  ., Ђѕролетарский авангардї, 1930, II; Ќ. —. и ќ.  ., Ђ’удожественна€ литератураї, 1932, I.

–јЅ—≈Ћ№ ќ–ќ¬— ќ≈ ƒ¬»∆≈Ќ»≈

–јЅ—≈Ћ№ ќ–ќ¬— ќ≈ ƒ¬»∆≈Ќ»≈ - участие в печати рабочих и широких масс труд€щихс€, свойственное только коммунистической прессе. ѕринципиальное обоснование –. д. дано в брошюре т. Ћенина Ђ— чего начатьї, где Ћенин выдвигал план организации общерусской политической, подлинно массовой рабочей газеты, делаемой руками самих рабочих. ќб этом Ћенин писал и при организации старой Ђ»скрыї. ¬ сети Ђагентовї газеты т. Ћенин видел остов такой организации, к-ра€ была бы достаточно крупной, чтобы охватить всю страну. –абочие-корреспонденты рассматривались им как органическа€ часть самой печати (рабоча€ печать самих рабочих). ЂЁто недоразумение, - писал т. Ћенин, - будто бы именно литераторы и только литераторы (в профессиональном смысле слова) способны участвовать в органе. Ќапротив, орган будет живым и жизненным лишь тогда, когда на п€ток руковод€щих и посто€нно пишущих литераторов придетс€ п€тьсот или п€ть тыс€ч - не литераторовї (т. V, стр. 505).

ћассовое –. д. впервые развернулось в –оссии в 1912 вокруг Ђѕравдыї (11 114 корреспондентов). »сключительный рост –. д. прин€ло после ќкт€брьской революции. ѕо€вилось большое количество большевистских газет, профессиональных изданий, широко вбирающих в себ€ волну –. д.   этому же времени относитс€ развитие массового военкоровского движени€ (письма солдат с фронта). ¬ €нваре 1925 –. д. исчисл€лось 140 тыс., к концу 1928 - 500 тыс., в 1930 - 2 млн. участников и наконец на XVII партсъезде т. —талин указал на наличие в стране Ђсвыше 3 миллионов рабселькоровї.

“ипической фигурой участника –. д. в первый период революции был рабкор-боец, агитатор среди населени€, автор фронтовых рассказов и заметок о победах  расной армии. ¬ восстановительный период рабкор - верный помощник партии в борьбе с бюрократизмом, инертностью, в организации субботников и т. д. ¬ период реконструкции активно-организаторска€ функци€ рабкора определилась с еще большей четкостью. –. д. растет как движение передовиков соцсоревновани€ и ударничества, активных помощников партии в развитии самокритики.

¬ соответствии с ходом социалистического строительства усложн€лись задачи –. д. ќт боевой заметки, призывающей к выдержке, дисциплине, разоблачающей проникнувшего в р€ды  расной армии врага, рабкоры эпохи восстановлени€ хоз€йства переход€т к более сложным формам участи€ в прессе. ќт рабкоров требовалась еще больша€ чуткость в умении распознать врага. Ђ≈сли в первый период развити€ рабселькоровского движени€, - говоритс€ в постановлении ÷  ¬ ѕ(б) от 16/IV 1931, - главна€ задача рабселькоров сводилась к разоблачению и вскрытию мелких недостатков механизма, то в нынешний период рабселькоры должны гораздо глубже вникать во все важнейшие вопросы соцстроительства, всесторонне вы€вл€€ недостатки, а также освеща€ наиболее €ркие положительные стороны достижений соцстроительства на всех его участках, начина€ с аггрегатов, отделений, цехов, заводов, трестов и т. д.ї.

—ами формы организации –. д. не одинаковы на разных этапах революции. ѕарти€ посто€нно и неустанно руководит –. д. ÷ќ партии Ђѕравдаї ведет систематическую организационную и массовую работу с рабкорами, при Ђѕравдеї же происходило I ¬сесоюзное совещание рабселькоров 17/II 1919. ѕеред рабкоровскими и селькоровскими организаци€ми парти€ ставила задачу стать на деле школой коммунизма, ÷  ¬ ѕ(б) требовал от низовых парторганизаций умелого идейно-политического воспитани€ рабкоров на конкретной газетной работе. ѕарти€ ограждала рабселькоров от преследований классовых врагов, от преследований зажимщиков самокритики, в то же врем€ парти€ остерегала –. д. от мелочной опеки, оказенивани€ и администрировани€ со стороны партийных и советских организаций. –. д. носит добровольческий характер. ѕравые оппортунисты оспаривали принципы руководства –. д., они рассматривали –. д. как информационное движение, как пассивное отражение настроений, Ђканал недовольства массї (из выступлений на IV ¬сесоюзном совещании рабселькоров) и задерживали –. д. на старом этапе восстановлени€ хоз€йства. Ёти установки были опровергнуты. ¬ период реконструкции рабселькоровское движение развертывает р€д походов - походы за качество, производственные смотры, конкурсы, переклички, рационализаторские счета и т. д. - и этими новыми формами работы повышает удельный вес и качество газет. ƒес€титыс€чный рейд ударников печати на металлозаводе в —талине, такие же рейды в ƒонбассе, ћагнитогорске,  узбассе, на транспорте показывают неисчерпаемые силы рабселькоровского движени€ и ту огромную помощь, которую дает это движение рабочему государству.

–. д. €вл€етс€ одним из источников выдвижени€ новых сил в советскую литературу. ƒл€ многих советских писателей путь в литературу лежал через участие в рабселькоровском движении. —тавский, ѕанферов, √алин, ∆ига, ѕлатошкин - вот далеко неполный список писателей, профессионально определившихс€ через участие в –. д. — другой стороны, известные советские писатели, напр. Ўагин€н, Ќикулин, “олстой, ‘един и мн. др., не €вл€€сь рабселькорами, тем не менее посто€нно участвуют в газетах как центральных, так и периферийных.

ќпыт –. д. —оветского —оюза переноситс€ в зарубежную коммунистическую печать. Ђёманитеї (‘ранци€) к началу 1934 имела 4 000 рабкоров; американска€ газ. Ђƒейли ”оркерї - 800 рабкоров, английска€ Ђƒейли ”оркерї - 600. ѕодпольна€ коммунистическа€ пресса √ермании объедин€ет несколько дес€тков тыс€ч рабкоров. японские коммунистические газеты Ђ—еккиї и Ђƒайнимужинї, подвергающиес€ свирепым гонени€м, отнюдь не растер€ли, а, наоборот, увеличили р€ды своих низовых корреспондентов с предпри€тий и деревень.

Ѕиблиографи€:

(Ћенин ¬. ».), ¬. ». Ћенин о рабочей печати, —б., составил ј. √. ¬енедиктов, √из, ћ.-Ћ., 1926; Ћенин ¬. »., „то делать?, —очинени€, т. IV, изд. 3, ћ.-Ћ., 1931, стр. 403; ≈го же, ѕисьмо к товарищам.   выходу органа партийного большинства, там же, т. VI, ћ.-Ћ., 1931, стр. 374-375; ». —талин о печати, сост. ј. Ѕыстрозоров, √. Ќабатов и Ќ. Ўур, Ћенинградское обл. издательство, Ћ., 1932; ”ль€нова ћ. »., –абкоровское движение за границей и международна€ св€зь, издательство Ђѕравдаї и ЂЅеднотаї, ћ., 1928; ѕостышев ѕ. ѕ., ќ задачах рабселькоров, ƒоклад на I обл. съезде рабселькоров ’арьковщины, ѕартиздат, ћ., 1933; Ќабатов √. »., –ешени€ партии о печати и рабселькоровском движении, —б. (–езолюции съездов, постановлени€ ÷  ¬ ѕ(б), ¬сес. совещани€ при ÷ќ Ђѕравдаї и др.), изд. Ћенинградского обл. изд-ва, (Ћ.), 1933; ≈го же, ¬. Ћенин и —талин о пролетарской печати, изд. 2, Ћенинградского областного изд-ва, Ћенинград, 1934.

–ј√»ћ

–ј√»ћ ћамед (1907-) - азербайджанский тюркский советский поэт. ¬ыступил в печати в 1926. Ќачал, как и многие, с интимно-лирических мотивов; постепенно перешел к социально-политическим темам. ѕерва€ его книга стихов Ђјрзуларї (∆елани€) вышла в 1930, втора€ книга Ђ»кинджи  итабї (¬тора€ книга) - сборник поэм и стихотворений - в 1933. —одержание его произведении: борьба за нефть и в известной степени показ колхозного строительства, антирелигиозна€ пропаганда. ¬оспева€ ќкт€брьскую революцию, поэт жалеет, что поздно родилс€ и не мог лично участвовать в окт€брьских событи€х. Ќередко в произведени€х –. ощущаетс€ разрыв между формой и содержанием, иногда творческие приемы его примитивны. Ћучшими произведени€ми поэта €вл€ютс€: Ђ»ранї, Ђ’аспушї (∆улик), Ђ…ени илї (Ќовый год) и др. ƒл€ –агима характерно применение различных метров и стремление обогатить €зык живой народной лексикой. Ќекоторые из его стихов переведены на арм€нский и русский €зыки. –агим перевел р€д стихотворений ¬. ћа€ковского, ј. √идаша, ƒ. Ѕедного, Ѕлока и др.

Ѕиблиографи€:

Ќазим ј., ћехти √.,  улиев ћ., —татьи в газетах и литературных журналах за период 1927-1934.

–јƒ≈ 

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

–јƒ∆»

–јƒ∆» √аджи јбдул √асан - азербайджанский тюркский поэт середины XIX в., один из наиболее €рких представителей реакционного религиозно-сектантского литературного направлени€, которое смыкалось с реакционным шиитизмом. ѕроизведени€ писателей этого направлени€ в тюркской литературе недостаточно исследованы; они пользовались большой попул€рностью среди отсталых широких масс, €вл€€сь в руках феодалов и духовенства орудием эксплоатации и порабощени€ труд€щихс€. –аджи был одним из крупнейших и попул€рнейших творцов лирической элегии. ќн писал на тюркском и персидском €зыках (оды, газели и т. д.). —одержание его произведений сводитс€ к Ђвоспеваниюї канонизированных Ђсв€тыхї, в особенности авторитетнейшего из них √усейна и его сторонников, убитых в  ербале (јрави€) в начале VIII века.

Ѕиблиографи€:

»смаил ’икмет, »стори€ азербайджанской литературы, т. I, Ѕаку, 1928;  очерли ‘ридун бек, ћатериалы истории азербайджанской литературы, Ѕаку, 1926; «ейналли ’., јбдулла Ўаик, ћусаханлы, Ёфенди «адэ ƒж., –абоча€ книга по литературе, ч. 1, Ѕаку, 1928.

–јƒ»јЌ»

–јƒ»јЌ» Ўалва (Ўецирули, 1904-) - грузинский советский критик. Ќачал писать в 1923. — 1927 - редактор р€да газет и журналов: Ђћнатобиї, Ђѕролетарули ћцерлобаї, Ђƒрошаї, Ђ—абчота ћцералиї, ЂЋитературули газетиї (на груз.), ЂЌа рубеже ¬остокаї (на русск. €з.). ѕод его редакцией издаютс€ некоторые грузинские классики (√. Ёристави, –. Ёристави, ». ≈вдошвили). –. - автор нескольких книг: ЂЋитературные портретыї, Ђќ литературных вопросахї, Ђѕроблемы литературоведени€ї и др., посв€щенных гл. обр. анализу творчества современных грузинских писателей, а также классиков XIX в. ¬ своих работах –. стремитс€ давать портреты писателей, характеризу€ их по основным мотивам творчества. ¬ свое врем€ –. проводил рапповскую линию в грузинской советской критике.

–јƒ»ћќ¬

–јƒ»ћќ¬ ѕавел јлександрович (1887-) - современный поэт и художник. –. в деревне –€занской губ. ќкончил филологический факультет  азанского ун-та. — 1908 выступает как художник. ¬ 1912 вышла перва€ книга стихов –. Ђѕолевые псалмыї, в 1914 - сборник Ђѕопиадаї. ¬ 1917 –. заведывал »«ќ Ќ ѕ в  азани. ¬ 1922 переехал в ћоскву и совместно с художниками √ригорьевым и Ќаумовым прин€л участие в организации ј’–. ѕосле революции –. выпустил сборник стихов Ђƒеревн€ї (1922). ѕоследние годы –адимов работает преимущественно в области живописи.

–анние стихи –. характерны, с одной стороны, пантеистически окрашенными мотивами (Ђѕолевые псалмыї), а с другой - мотивами, близко соприкасающимис€ с тем течением в акмеизме, которое представлено дореволюционным творчеством Ќарбута и «енкевича. –. в р€де стихов создает насто€щие гимны плоти, рисует образы Ђзверь€ первозданногої, первобытного человека с его буйными и примитивными инстинктами самца, хищника, охотника. Ќо уже со второй книги в творчестве –. по€вл€етс€ тема русской деревни, ставша€ центральной и основной дл€ –.

— эпической безм€тежностью, в медлительных ритмах гекзаметра воспевает –. традиционный хоз€йственно-бытовой уклад старой деревни: Ђревностный пахар€ труд, дело св€тое землиї. ≈го деревенские стихи описательны и статичны; натуралистически выписанна€ деталь выдвигаетс€ на первый план: Ђ¬ым€, нагрубшее за день, корова несет над землею, низко, как полный сосуд, капли на сосках дрожатї.

–еволюционна€ перестройка деревни после ќкт€бр€ почти не затронута в творчестве –. ¬ созерцательной поэзии –. первых этапов революции, идеализирующей и утверждающей старозаветный деревенский уклад, сказалось вли€ние кулацких настроений.

Ѕиблиографи€:

I. ѕолевые псалмы,  азань, 1912; «емна€ риза, 2-€ кн. стихов,  азань, 1914 (изд. 2,  азань, 1915); ѕопиада, ѕоэма, изд. 3,  азань, 1922; ƒеревн€, —тихи,  азань, 1922; “о же, √из, ћ., 1924; “о же, со стать€ми ѕ. —.  огана и ¬. Ќ. ѕерельмана, изд. ј’–, ћ., 1926; «емное. (»збранные стихи), пред. Ћ. —основского, Ђќгонекї, ћ., 1926; “елега, (»збранные стихи), Ђ”зелї, ћ., 1926.

II. ѕутеводитель по современной русской литературе, составл. ». Ќ. –озановым, Ђ–абпросї, ћ., 1928; –озанов »в., –усские лирики, ћ., 1929; ѕерельман ¬. Ќ., ∆ивопись –адимова, ј’–, ћ., 1926; Ѕескин ќ.,  улацка€ художественна€ литература и оппортунистическа€ критика, ћ., 1930.

III. ¬ладиславлев ». ¬., Ћитература великого дес€тилети€, т. I, ћ.-Ћ., 1928.

–јƒ»ќЋ»“≈–ј“”–ј

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

–јƒ»„≈¬»„

–јƒ»„≈¬»„ Ѕранко (1824-1853) - сербский лирик. ќсновную и среднюю школу кончил в ’орватии и ¬енгрии, умер студентом юридического факультета в ¬ене. ѕри жизни –адичевич выпустил две книги стихов: Ђѕесмеї (ѕесни, ¬ена, 1847) и книгу эпических песен Ђ√о—Шко и ’а—Шдуков гробї (√ойко и могила партизана, 1851). ѕосле смерти –. была выпущена еще одна книга его стихов Ђѕесмеї в “еншиваре (¬енгри€) в 1862.

–. €вл€етс€ одним из лучших сербских поэтов. ¬ его стихах не заметно даже следа книжных, в особенности иностранных вли€ний, столь заметных у громадного большинства сербских поэтов. ≈го лирика воспроизводит действительную жизнь, выражает мысли, стремлени€ и чувства современной ему мелкобуржуазной сербской молодежи ’орватии и ¬енгрии. Ќа фоне его иногда чрезмерно жизнерадостной, бесшабашной лирики - ЂЅачки растанакї (—туденческа€ разруха) и пр. - выдел€етс€ несколько стихотворений, наве€нных предчувствием близкой смерти, полных глубокой печали - Ђ ад млиди—Шах умретиї (¬ предчувствии смерти). Ёпические стихотворени€ –. слабее. ¬ творчестве –. иногда проскальзывает сочувствие контрреволюционному в эти годы сербскому национализму. –адичевич был первым сербским поэтом, писавшим по новому правописанию, и противником Ђиллиризмаї (см.). ѕроизведени€ –адичевича выдержали большое количество изданий.

Ѕиблиографи€:

—керли—Ы –И., »стори—Ша нове српске к—Ъижевности, Ѕеоград, 1921.

–јƒ»ў≈¬

—тать€ больша€, находитс€ на отдельной странице.

–јƒ Ћ»‘‘

–јƒ Ћ»‘‘ јнна (урожд. ”орд) (Ann Radcliffe, 1764-1823) - английска€ писательница. јвтор попул€рных в свое врем€ Ђсенсационныхї романов, или так наз. Ђроманов ужасаї. ѕервый роман –. - ЂThe castles of Athlin and Dunbayneї («амок јтлин и ƒенбейн, 1789) - в художественном отношении слаб; ЂA Sicilian romanceї (—ицилийска€ повесть), вышедша€ в 1790, стоит выше. ¬ 1791 по€вл€етс€ ЂThe romance of the forestї (Ћесной роман) - уже вполне законченное произведение со сложной интригой и прекрасными описани€ми ландшафта. ¬ 1794 выходит если не лучший, то наиболее попул€рный из романов –. ЂMysteries of Udolphoї (”дольфские тайны), а в 1797 - ЂThe Italianї (»таль€нец).

“ворчество –. относитс€ к эпохе аграрно-промышленного переворота в јнглии и революции 1789 во ‘ранции. ¬ процессе классовой борьбы и столкновени€ враждебных классовых идеологий двор€нска€ литература выдвигает новый литературный стиль, отражающий умонастроени€ двор€нства, вытесн€емого крупным капиталом. ¬ыражением этого реакционного течени€ в английской литературе €вилс€ ранний романтизм, возрождающий готику, а первым его представителем был ”олпол (Ќ. Walpole, 1717-1797) с его готическим романом ЂThe castle of Otrantoї («амок ќтранто, 1764), за к-рым последовала сери€ произведений этого жанра. »м свойственны идеализаци€ докапиталистических общественных отношений, средневековь€, ¬остока и стран, где промышленный капитализм еще не успел притти на смену феодально-крепостнической формации. ќни воскрешают полуразрушенные замки, окруженные рвами, подъемные мосты, мрачные подземель€ живописных разбойников (brigands pittoresques), благородных рыцарей, мрачных злодеев и страшную фантастику. ” –адклифф имеютс€ все аксессуары готического романа.

—южетное построение ЂЋесного романаї, Ђ”дольфских тайнї и Ђ»таль€нцаї в основном сходно. ¬ центре - героин€, бедна€ сирота таинственного происхождени€, про€вл€юща€ необычайную стойкость при вс€ких испытани€х, натура чувствительна€, в конце романа станов€ща€с€ женой Ђблагородного геро€ї. ќсновными мотивами €вл€ютс€: путешествие, позвол€ющее автору ввести описани€ юга ≈вропы, тайны рождени€, неожиданное наследство, а также цела€ сери€ тайн (таинственные звуки, вещие сны, предзнаменовани€ и пр.). ¬о всех романах традиционный счастливый конец - торжествующа€ добродетель и наказанный порок.

»ллюстраци€: »ллюстраци€ к роману –адклифф Ђ“аинства черной башниї (ћосква, 1816)

’арактеры –. традиционны и восход€т к французскому галантно-авантюрному роману XVII века. ќни лишены вс€кой индивидуализации. Ќепременными персонажами €вл€ютс€ помимо молодых героев зла€ тетка-интриганка, мрачный злодей, разбойники и монахи. ѕовествовательна€ манера –. представл€ет собой зигзагообразную линию, изобилу€ отступлени€ми от основной сюжетной линии в виде отдельных вставных новелл.

Ќесмотр€ на ограниченность художественных возможностей, узость кругозора и идейную бедность ее произведений, естественных дл€ идеолога уход€щего класса, –. разработала поэтику Ђромана ужасовї (несомненна ее огромна€ изобретательность в создании эффектов ужаса), ввела романтич. пейзаж (ночной, сумеречный и пасторально-идиллический) и создала тип романтич. геро€, послужившего прототипом дл€ так наз. Ђбайроническогої геро€ XIX века. ≈е техника тайны, сюжетные мотивы и описательные приемы оказали довольно значительное вли€ние на европейские литературы первой половины XIX в., в том числе и на русскую, где романы –. вызвали многочисленные подражани€.

»з английских писателей технику введени€ и раскрыти€ тайны особенно использовал ¬альтер —котт, сюжетные мотивы и описательные приемы - Ѕульвер Ћиттон (20-30-е годы), Ёмили€ и Ўарлотта Ѕронтэ, ƒиккенс и –ид,  оллинз (Collins W. W., The woman in white, 1860), а во второй половине XIX века “омас ’арди (“. Hardy, 1840-1928) и —тивенсон (R. L. Stevenson, 1850-1894) - ЂKidnappedї (ѕохищенные, 1886), ЂThe master of Ballantraeї (’оз€ин Ѕаллантрэ, 1889).

Ѕиблиографи€:

I. The novels of Mrs A. Radcliffe (с биограф. очерком ¬. —котта), 1824; Poems, 1815-1816, 2 vv., 1834.

II. ‘риче ¬., ќчерк развити€ западно-европейских литератур, ћ.-Ћ., 1930; Cambridge history of English literature, v. XI, Cambridge, 1922; Beers H. A., History of English Romanticism in the XVIII century, L., 1899; Dibelius W., Englische Romankunst, Berlin, 1910; Richter H., Geschichte der englischen Romantik, Halle, 1911; Raleigh W., The English novel, 5-th ed., 1904; Jeaffreson J. C., Novels and novelists from Elisabeth to Victoria, L., 1858; Le Fevre-Deumier J., Celebrites anglaises, P., 1895; Saintsbury G., The English novel, L., 1913; Loliee F., History of comparative literature, L., 1906; Cross W. L., The Development of the English novel, N. Y., 1899; Walpole H., The English novel. Some notes on its evolution, Cambridge, 1925; Killen A., Le Roman terrifiant ou roman noir de Walpole a A. Radcliffe et son influence en France, Paris, 1923; Summers A. J., Ann Radcliffe, в его сборнике ЂEssays in pettoї, London, 1928, p. 1-29.

–јƒЋќ¬ј

–јƒЋќ¬ј јнна ƒмитриевна (1891-) - поэтесса и переводчица. ќтец - личный двор€нин. ѕечататьс€ начала с 1915 в журн. Ђјполлонї. –. принадлежат три сборника стихов: Ђ—отыї (1918), Ђ ораблиї (1920), Ђ рылатый гостьї (1922). — 1922 работает над переводами зап.-европейских классиков. ќсобенно значительна ее работа над шекспировским театром, начата€ в 1929.

ћир узко личных настроений - основное содержание поэзии –. ќторванность от действительности особенно сказываетс€ в первом сборнике стихов. ƒл€ –. первого периода революции характерно, подобно многим представител€м интеллигенции, пассивное отношение к победе пролетариата. ќна уходит от революционных и предреволюционных событий в круг индивидуалистических настроений - в ее стихах преобладают мотивы смерти, любви, чувство обреченности. ¬ последующем развитии творчества –. выражает стремление подойти к изображению современности. –еволюцию –. прин€ла не в ее насто€щем значении, а как Ђгрозовой воздухї, Ђвеселую грозуї. ќна любуетс€ Ђотблеском на небеї, смотр€, Ђкак милый дом горитї. —казываетс€ у –. т€готение к классическим образам. —тихи отличаютс€ холодной пластичностью и некоторым однообразием. ¬ последнее врем€ большую известность приобрели ее переводы Ўекспира. ¬оссоздава€ точно характер оригинала, они €вл€ютс€ шедеврами переводческой работы.

Ѕиблиографи€:

I. —оты, изд. Ђ‘иаметтаї, ѕ., 1918;  орабли, ¬тора€ книга стихов, изд. Ђјлконостї, ѕ., 1920;  рылатый гость, “реть€ книга стихов, изд. ЂPetropolisї, ѕ., 1922; Ѕогородицин корабль, изд. то же, Ѕерлин, 1923.

II. √усман Ѕ., —то поэтов, “верь, 1923;  узмин ћ., ”словности, ѕ., 1923, стр. 169-176. ќтзывы: „удовский ¬., ЂЌачалої, 1921, I; Ego, Ђ¬естник литературыї, 1921, III; ќксенов »нн., Ђ нига и революци€ї, 1921, VII; —лонимский ј., Ђ нига и революци€ї, 1923, XI-XII (о Ђ рылатом гостеї).

–јƒ”Ћ≈— ”

–јƒ”Ћ≈— ” - см. –едулеску.

–јƒ„≈Ќ ќ

–јƒ„≈Ќ ќ - см. ”краинска€ литература.

–ј≈¬— »…

–ј≈¬— »… ¬ладимир ‘едосеевич (1795-1872) - поэт-декабрист. –. в семье одного из богатейших помещиков  урской губ. ѕервоначальное воспитание получил в ћосковском университетском благородном пансионе, затем в ƒвор€нском полку при 2-м кадетском корпусе, по окончании к-рого участвовал в заграничных походах 1813-1816. ∆изнь в ≈вропе способствовала более глубокому пониманию –. €зв аракчеевской –оссии: гнета крепостничества, принижени€ личности, жестокости нравов, невежества. «а границей –аевский внимательно изучал ћонтескье, –уссо и др. буржуазных мыслителей. ”силение реакции заставило его выйти в отставку. –аевский вступил в Ђ—оюз благоденстви€ї и позже в Ђёжное тайное обществої, где он занимал наиболее радикальные позиции. Ѕыл арестован в 1822, задолго до конечного взрыва декабристского движени€, по обвинению в агитации среди солдат егерского полка, в котором командовал ротой.

ƒе€тельность –. как члена Ђёжного обществаї протекала гл. обр. в  ишиневе, где жил тогда в ссылке ѕушкин. –аевский быстро зан€л первое место в группе кишиневских друзей поэта. ѕолитический агитатор, заговорщик, поэт, разносторонне образованный человек, –. пользовалс€ несомненным вли€нием на ѕушкина. ѕо свидетельству Ћипранди, первое чтение Ђѕевца в темницеї –. сильно взволновало ѕушкина. ¬ли€ние посто€нных бесед –. с ѕушкиным о необходимости национального содержани€ в русской поэзии, равно как и образов из русской старины в столь понравившемс€ ѕушкину Ђѕевце в темницеї несомненно сказалось в пушкинской Ђѕесне о вещем ќлегеї и неоконченных набросках его о ¬адиме. — 1822 по 1827 –аевский находилс€ под следствием в “ираспольской крепости, где его дело рассматривалось в четырех комисси€х. ѕредусмотрительность –аевского, позаботившегос€ об уничтожении улик, и его твердость на суде не помешали обвинить его в Ђзлонамеренномї Ђобразе мыслейї. ƒело закончилось в 1827 ссылкой –аевского в —ибирь, где он пробыл до 1858.

–. - не только первый декабрист, но и первый поэт-декабрист, незаслуженно забытый историками литературы. ѕравда, из написанного –. сохранилось мало: опубликовано всего несколько стихотворений, написанных в тюрьме и ссылке. ќни ценны как наиболее ранние образцы гражданской поэзии декабристов, получившей в –. своего непримиримого и твердого выразител€.

ѕоэзи€ –. отличаетс€ прежде всего революционным характером, решительным утверждением гражданского долга как основного содержани€ жизни и творчества. √лавный противник –. - бессмысленно жестокий режим, угнетающий народ: Ђ ак истукан немой, народ ѕод игом дремлет в тайном страхе: Ќад ним бичей кровавый род » мысль и взор казнит на плахеї. Ётот мотив осознани€ покорности народа поработител€м роднит –. с другими писател€ми-декабристами, так же как и патриотизм, стремление к национальной самобытности, обусловившее интерес –. к прошлому –оссии, очагам свободы - вольному Ќовгороду и ѕскову, утверждение образа полулегендарного геро€ свободы - ¬адима. ѕопул€рные в литературе того времени любовные мотивы не привлекали –., видевшего в любви едва ли не измену основному делу:

Ђќставь другим певцам любовь:

Ћюбовь ли петь, где льетс€ кровь...ї

(Ђ  друзь€м в  ишиневеї, 1822).

» только когда в любимой женщине он увидел спутницу в борьбе, Ђупал с души его свинецї. Ћишенный свободы, –. пересылает завет борьбы своим друзь€м - и среди них прежде всего ѕушкину - поспешить на помощь восставшим грекам. ¬ стихах, посв€щенных дочери (ј. ¬. –аевской, 1846), –. передает свое дело в ее руки и через нее - в руки потомства и требует помнить о муках людей, угнетенных рабством, и о том, Ђ... то их сковал железною рукой, » заклеймил и рабством и позоромї.

“€жесть жизни в ссылке не сломила революционного духа бойца: –. стойко пронес через все мучени€ мысли и чувства революционера. ћотивы поэтического творчества –. были типичны дл€ левого крыла декабристов, возглавл€вшегос€ –ылеевым, и вместе с тем отличны от творчества  юхельбекера, ќдоевского и др., менее последовательных в своем рев. мировоззрении поэтов-декабристов.

–. прежде всего - политический лирик. ≈го лирические Ђдумыї и Ђпослани€ї согреты и поныне не потер€вшим ощутимость чувством.

Ѕиблиографи€:

I. «аметки ¬. ‘. –аевского, написанные им в —ибири в 1844, Ђ–усска€ старинаї, 1873, III; —тихотворени€, там же, 1877, X; 1890, V; 1903, IX (ср. ѕоэты-декабристы, сб. ѕод редакцией ё. Ќ. ¬ерховского, ћ.-Ћ., 1926); ѕисьма к сестре ¬. ‘. ѕоповой (1859-1865), там же, 1903, IV, и к дочери ¬. ¬. ≈фимовой (1856), там же, 1903, IX; ќксман ё. √., »з писем и записок ¬. ‘. –аевского, Ђ расный архивї, т. 6 (13), ћ., 1925 (письма к  . ј. ќхотникову (1820-1821) и к ј. √. Ќепенину (1822), записка Ђќ солдатеї); ѕослание √. —. Ѕатенькову (1815), сб. Ђјтенейї, III, Ћенинград, 1926.

II. —емевский ¬. »., ѕолитические и общественные идеи декабристов, —ѕЅ, 1909 (гл. V о –. как пропагандисте); ўеголев ѕ. ≈., ƒекабристы, ћосква - Ћенинград, 1926 (статьи: ¬. ‘. –аевский, ¬озвращение декабриста, ¬. ‘. –аевский в 1858); √офман ¬., Ћитературна€ практика декабристов, ЂЋитературна€ учебаї, 1933, є 1.

III. ¬осстание декабристов. Ѕиблиографи€, составил Ќ. ћ. „енцов, ред. Ќ.  . ѕиксанова, ћосква - Ћенинград 1929.

–ј≈ЎЌ» 

–ј≈ЎЌ»  - рассказчик, показывающий раек - панораму с картинами, преимущественно лубочного характера, первоначально религиозного (откуда название панорамы), позднее самого разнообразного содержани€. –оль –. состо€ла не только в показывании картин, но и в даче по€снений к ним и зазывании публики, чем он приближаетс€ к балаганному Ђстарикуї, или Ђдедуї. —обира€ своими прибаутками и скороговорками зрителей, толпившихс€ у балаганов в ожидании зрелища и плативших по копейке Ђс рылаї за удовольствие посмотреть на картинки, –. развлекал их, передава€ содержание картин, не без остроуми€, хоть и весьма примитивно, подчас затрагива€ политические темы (если поблизости не было полиции):

Ђѕодходи, люд честной, люд божий,

 рытый рогожей,

«а медный п€так

ѕокажу все этак и так.

¬от французский город ѕариж,

ѕриедешь - угоришь.

ќномедни и самому сенатору √омбету

ѕодали карету.

ƒескать, проваливайї

(Ћейферт ј. ¬., Ѕалаганы).

—жата€, но образна€ речь –., перемешанна€ острым словцом, пересыпанна€ метафорами, эпитетами, омонимами, повторени€ми, сравнени€ми, дала свой особый и раешный стиль, рифмованную прозу, близкую стиху народной драмы (см.) и речи ѕетрушки - геро€ кукольного театра.

–аешный стих вызывал много подражаний в литературе, в свою очередь испытыва€ ее воздействие: таковы Ђ—казка о попе и о работнике его Ѕалдеї ѕушкина, некоторые стихотворени€ ƒ. Ѕедного и др.

¬ конце XIX в. роль –. мен€етс€, переход€ целиком в репертуар народного театра. ¬ годы революции раешный стих как форма народного творчества проникает в агитационные пьесы, стихи и т. п.; в многотиражках и стенгазетах раздел Ђ–.ї - одна из наиболее попул€рных форм сатиры и юмора.

Ѕиблиографи€:

—м. ƒрама народна€.

–ј«Ѕќ…Ќ»„№» ѕ≈—Ќ»

–ј«Ѕќ…Ќ»„№» ѕ≈—Ќ» - см. ѕесн€.

–ј«¬Ћ≈„≈Ќ»≈

Ђ–ј«¬Ћ≈„≈Ќ»≈ї - еженедельный московский Ђлитературный и юмористический журнал с политипажамиї. ¬ыходил с 1859 по 1905. ќрганизован ‘. Ѕ. ћиллером, который и был его редактором и издателем до своей смерти (1881). ѕосле ‘. ћиллера журнал издавалс€ его наследниками, с 1884 - ». ј. ўербовым. –едактировал Ђ–.ї с 1881 ј. ¬. Ќасонов, с 1885 - ». ј. ўербов, позже редакторами были ». ћорозов, Ќ. —оедов и др. ¬ Ђ–.ї сотрудничали: Ѕ. Ќ. јлмазов, Ќ. ¬. √ербель, ». ». Ѕашмаков, Ћ. ћей, ѕ. ». ¬ейнберг, ј. ». Ћевитов, ¬. ѕ. Ѕуренин и др. Ђ–.ї всегда занимало крайне умеренные либеральные позиции. Ќад сатирой преобладали юмор и шутка. ƒо 1864 Ђ–.ї все же стремилось хот€ бы и к скромному и безобидному обличению чиновников, полиции, купцов и пр. — 1864 Ђ–.ї стало совсем обывательским органом, ориентировавшимс€ гл. обр. на купечество и мещанство. ƒаже цензурное ведомство отмечало, что Ђв направлении –азвлечени€ не прогл€дывает ничего злонамеренного, антирелигиозного или противуправительственногої и констатировало, что произведени€, печатавшиес€ в Ђ–.ї, Ђнравственны и благонамеренныї.  арикатуры Ђ–.ї тоже были бледны и часто несамосто€тельны.

–ј«¬я« ј

–ј«¬я« ј - одна из основных композиционных единиц драматического произведени€. ѕо определению јристотел€, разв€зка начинаетс€ с момента свершени€ Ђпереворота в судьбе геро€ї и заканчиваетс€ победой или поражением последнего. –. завершает собой борьбу противоречий, составл€ющих содержание драматического произведени€. –азреша€ их коллизию, –. знаменует собой победу одной стороны над другой. Ёффективность –. определ€етс€ значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода (Spannung), предшествующего –. и заключающего в себе самую высшую точку сопротивлени€ побеждаемой стороны и самую большую степень напр€жени€ сил стороны побеждающей.

–. часто не €вл€етс€ концом произведени€ - за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес (Ђ–омео и ƒжульетаї) или обращение к зрител€м (Ђћой другї ѕогодина). ѕо аналогии с драматическим конфликтом термин Ђ–.ї примен€етс€ иногда и к разрешению конфликта в повествовательных жанрах.

–., убеждающа€ в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведени€ и характеров персонажей. –., вытекающа€ из всего действи€, €вл€юща€с€ разрешением всех конфликтов, представл€ет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведени€. –азв€зкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением к-рых служат его герои в своих поступках, мысл€х и чувствах. ѕоэтому јристотель в завершении фабулы, т. е. в –., к-ра€ в античных трагеди€х часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрител€х Ђстрах и состраданиеї и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинени€ року, цар€щему над ним.

–. античной комедии ћенандра, ѕлавта, “еренци€, отражающей собой в общей сложности идеологию демократии-плутократии, всегда была результатом случа€ и приводила к удачному завершению бедствий героев. ‘илософи€ Ђслуча€ и удачиї, котора€ была фундаментом мировоззрени€ античных торгашей и ремесленников, определила собой и характер –. комедий.

ћистериальна€ драма, утверждающа€ бренность и призрачность земной юдоли и истинность лишь потустороннего мира, своей –., к-ра€ происходила при об€зательном участии небесного начала, внушала идею о чуде как об основной форме ощущени€ человеком бога. –. с участием божественной силы должна была означать полную подчиненность человека божеству, милосердие к-рого может снизойти на смертного и просветить его. ћистическа€ –. существовала не только в средневековых мистери€х, миракл€х и моралите - она с успехом примен€лась и наиболее €рким идеологом монархической и католической реакции в »спании - ѕ.  альдероном (см.). ќсобенно типична дл€ него –. Ђ„истилища св€того ѕатрикаї.

Ёпоха распада феодальной формации, давша€ Ўекспира, предопределила и особенность –. его трагедий, посто€нно заканчивающихс€ гибелью почти всех персонажей и знаменующих этим глубоко пессимистическое отношение Ўекспира ко времени, в к-ром Ђраспалась св€зь временї. ¬ противовес английскому театру испанский театр конца XVI и начала XVII вв. совершенно не был знаком с катастрофическими разв€зками Ўекспира. ¬ыража€ собою идеологию испанского абсолютизма, существенно отличающегос€ от абсолютистских систем иных европейских стран, театр Ћопе де ¬ега и его учеников утверждает как норму жанра благополучную –. »спанский идальго времен  арла V и ‘илиппа II еще не видит неминуемости своей гибели, и поэтому создаетс€ жанр комедии, котора€, несмотр€ ни на какие печальные событи€, заключающиес€ в ней, должна завершитьс€ торжеством двор€нской чести и католической добродетели.

Ѕуржуазна€ литература и театр создали традицию благополучных концов. ћирна€ –. должна символизировать собой доступность счасти€ и богатства всем, умеющим их себе отвоевать. ћирна€ разв€зка должна обозначать примирение всех социальных антагонизмов.   такой демагогически-лживой разв€зке буржуазна€ литература и театр пришли уже после того, как борьба с феодальным пор€дком осталась далеко позади. Ќо благополучна€ –. характерна не дл€ всей литературы буржуазного общества - его наиболее значительные художники видели вопиющие противоречи€ капитализма. »менно этим объ€сн€ютс€ глубоко пессимистические и объективно очень сильно раз€щие весь капиталистический уклад –. романов Ѕальзака. Ћишь утопическа€ –. имеет возможность быть –. жизнеутверждающей, какой она €вл€етс€ во второй части Ђ‘аустаї √Єте.

Ћитература и театр загнивающей буржуазии, не вид€щей дл€ себ€ просвета в будущем, культивируют разв€зку безысходности. “аковы разв€зки поэтических и драматических произведений декадентов. »мпрессионистическое и имажинистское искусство вообще не считает разв€зку необходимой частью произведени€ - впечатлени€ и образы, данные в своей непосредственности, не координированные в систему поведени€ персонажей, не имеют никакого развити€, а значит могут свободно обойтись, по мнению представителей данных течений, и без –.

ќптимистичность –. в искусстве пролетариата демонстрирует собою объективно-историческую неизбежность победы труд€щихс€ и несокрушимость воли к борьбе за свое освобождение. ƒаже трагические разв€зки здесь оптимистичны и активны.

Ѕиблиографи€:

—м. ƒрама.

–ј«ћ≈–

–ј«ћ≈– - см. ћетр, —тихосложение.

–ј«ћџЎЋ≈Ќ»≈, »Ћ» ћ≈ƒ»“ј÷»я

–ј«ћџЎЋ≈Ќ»≈, или ћ≈ƒ»“ј÷»я - как форма философской лирики типично дл€ сентиментализма, романтизма и др. литературных направлений, выдвигающих интроспекцию как основу творческого метода. ¬ отличие от логически четкого рассуждени€ (см.) - характерной формы дидактической лирики рационалистов - –. стремитс€ зафиксировать непосредственный поток мыслей и эмоций, вызываемый в сознании поэта поразившим его €влением. “ематика –. обычно св€зана с так наз. Ђвечными вопросамиї (проблемы смерти, смысла человеческой жизни, бренности прекрасного и т. п.), его эмоциональна€ окраска - меланхоли€, доход€ща€ до пессимизма, - все это сближает размышление с элегией (см.).

яркие образцы жанра - ЂЌочные думы о жизни, смерти и бессмертииї ёнга (см.), Ђ–азмышлени€ поэтические и религиозныеї Ћамартина (см.).

–ј…Ќ»—

–ј…Ќ»— (Rainis - псевдоним яна ѕлекшанс, 1865-1929) - латышский поэт, драматург и общественный де€тель. –. в имении “аденава  урл€ндской губ. ќтец –. - бывший стол€р, позже стал арендатором имени€. — восьми лет –. училс€ у пастора в школе немецких баронов, затем в –ижской городской гимназии, к-рую окончил 17 лет. ¬ 1888 окончил ѕетербургский университет кандидатом прав. ƒетство и юность –. проходили в эпоху бурного пробуждени€ и расцвета, национального движени€ против экономического, политического и национального гнета немецкого двор€нства.  онец XIX в. знаменовал собой бурный рост и укрепление латышской буржуазии как в городе, так и в деревне. —оздалась латышска€ интеллигенци€, оформилось течение так наз. Ђмладолатышейї (см. Ћатышска€ литература). Ўирокое развитие получила художественна€ литература, особенно поэзи€ ( ришь€нис Ѕаронс, јндрейс ѕумпурс, јусеклис - ћикус  рогземис и др.).

√лубокое вли€ние национализма несомненно и в первых литературных опытах –айниса. ”же в первых своих стихотворени€х, написанных в 14-17-летнем возрасте, –. обнаружил значительное мастерство и оригинальность (Ђ оролевнаї). Ќаибольшее вли€ние на творчество –. этого периода оказали такие поэты и национальные де€тели, как ѕумпурс и јусеклис. ”же эти ранние произведени€ отразили глубокий индивидуализм и лиричность, характерные дл€ всего дальнейшего творчества –. (Ђ√лубочайшие мыслиї - есть перевод Ѕрюсова, Ђќдинї, Ђ–анним утромї и др.).   этому времени относитс€ также и начало его переводческой де€тельности. –айнис перевел ЂЅориса √одуноваї и Ђћоцарта и —альериї ѕушкина.

¬ годы студенчества (1884-1888) –. сблизилс€ с ѕ. ». —тучка, совместно с к-рым выпускал сатирический сборник Ђћелкие оводыї (Mazie Dunduri, 1888-1889). ¬ 1900 вышла сатирическа€ пьеса –айниса Ђѕолуидеалистї (Pusidealists), направленна€ против буржуазных де€телей национального возрождени€, превращавших национально-освободительную борьбу в чисто буржуазное коммерческое предпри€тие (в Ђлавочку селедокї).   этому же времени относитс€ усиленный интерес –. к латышскому фольклору.

¬ 1891 –. стал ответственным редактором прогрессивно-демократической газ. ЂDienasї Lapaї (≈жедневный листок), сыгравшей огромную роль в деле концентрации и мобилизации прогрессивно-демократической интеллигенции. ѕосто€нными сотрудниками €вл€лись будущие большевики - ѕ. ». —тучка, я. янсон, ƒауге, ‘. –озин и др. ќтсюда берет свои истоки так наз. Ђновое течениеї (jauna strava), постепенно приблизившеес€ к рабочему движению и к марксизму. ¬ конце 1895 –. покинул редакцию Ђ≈жедневного листкаї (из-за разногласий по р€ду вопросов). Ёто врем€ можно считать концом первого периода литературно-общественной де€тельности –. и началом второго, когда мировоззрение поэта в значительной мере стало близким к марксизму. ¬ 1897 (первые большие аресты в Ћатвии) царское правительство арестовало –. и выслало сперва в ѕсков, затем в ¬€тскую губ. «а годы ссылки (1897-1903) –. кроме сборника стихов кончил перевод Ђ‘аустаї √Єте (по отзыву специалистов - самый лучший перевод из имеющихс€ в мировой лит-ре).  роме того - р€д переводов из Ћермонтова, Ћессинга, Ўекспира, √Єте, Ўиллера, √ейне и др. Ѕлест€щие переводы –айниса много способствовали творческому обогащению латышского €зыка.

ѕодготовленный в ссылке сборник стихов Ђƒалекие аккорды синего вечераї (Talas noskanas zila vakara, 1903) сделал –айниса самым попул€рным и любимым поэтом широких масс. Ђƒалекие аккордыї отражали предгрозовые мысли и настроени€ труд€щихс€ масс кануна революции 1905. «десь нар€ду со стихотворени€ми, нос€щими попрежнему печать глубокого индивидуализма, имеетс€ р€д произведений, насыщенных духом борьбы, духом партийности. Ќо большей политической четкости мыслей –. достиг в последующем сборнике стихов - Ђѕосев буриї (Vetras seja, 1905). ¬осторженный пафос великой грозы 1905 в соединении с €сностью мысли - основные черты этой книги.   этому времени относитс€ предельна€ попул€рность –. Ќе было человека в Ћатвии, не знавшего –., не любившего или не ненавидевшего его.   этому же периоду, к периоду наибольшей близости –. к пролетариату относитс€ его Ђ“иха€ книгаї (Klusa gramata, 1909). ¬ ней собраны вс€ скорбь, весь гнев, вс€ ненависть латвийского пролетариата в эпоху реакции. ¬ этой книге политическа€ выдержанность местами доходит почти до четкости большевистских теоретико-политических директив (Ђ¬еличайшее делої, Ђћелкие работыї и др.). Ќо после этого сборника начинаетс€ отход –. от политической борьбы, он порывает также живое непосредственное общение с рабочими массами. √лубока€ реакци€, эмиграци€ в Ўвейцарию (1906-1920), полна€ изолированность и долгое мучительное одиночество постепенно возрождают и углубл€ют индивидуалистические и националистические тенденции творчества –. Ќамечаетс€ €вный поворот –. вправо. ¬ отдельных произведени€х и письмах все €снее звучат чисто пацифистские гуманистические нотки, столь мало свойственные поэту раньше (против Ђнасили€ и варварстваї, письмо 15/IV 1912, стихи Ђ“е, кто не забываетї (Tie, kas neaizmirst), трагеди€ Ђ»ндулс и јри€ї (Induls un Arija), драма Ђ¬ей, ветерокї (Put, vejini, 1913), сборник стихов Ђ онец и началої (Gals un sakums, 1913) и др). Ќо резкий и полный разрыв с традици€ми эпохи 1905 у –. относитс€ к началу империалистической войны. Ќачинаетс€ последний период творчества –айниса, характерными чертами которого €вл€ютс€ пацифистски-культурнический национализм и оппортунизм.  роме стихотворений, проникнутых наивной идеализацией родины, тоской по Ђлатышской душеї, –айнис пишет р€д драматических произведений, восторженно пропагандирующих идею латышской нации и государства: Ђ»грал-пл€салї (Speleju dancoju, 1913), Ђƒаугаваї (Daugava), Ђ¬ороненочекї (Krauklitis), Ђ»мантаї (не окончена).

ѕо возвращении из эмиграции в буржуазную Ћатвию (1920) –. был избран в учредительное собрание и в сейм, принимал участие в работе латвийской соц.-дем. — 1926 по 1928 –. - министр просвещени€. Ќо мелкобуржуазный утопически-социальный идеализм –., стрем€щийс€ к Ђкультурномуї сотрудничеству всех классов (ради социализма), терпит поражение за поражением в буржуазной Ћатвии, стране кулацкой ограниченности. ѕоэту приносит также разочарование парти€ латышской соц.-дем. ”же с 1921 поэт в своем дневнике все чаще и чаще отмечает, что Ђего не понимают, что ему здесь невозможно житьї; впоследствии в дневниках неоднократно встречаютс€ записи о необходимости немедленно уехать или покончить самоубийством (6/I 1924, 4/II 1924 и т. д.).

¬еличайший латышский поэт, –. по силе своего даровани€ может рассматриватьс€ нар€ду с поэтами мировой литературы, значение к-рых далеко выходит за рамки национальной литературы. ќсновные жанры его поэзии - лирическое стихотворение, поэма, гимн, романс, элеги€, эпиграмма, сентенци€, афоризм и т. д. ¬се виды и формы стиха у –. отличаютс€ тщательной проработанностью, удивительной €сностью и тонкой чеканностью €зыка. √лавна€ особенность его поэзии - глубока€ лиричность. ¬ годы революционного подъема писател€ станов€тс€ также характерными дл€ его творчества революционный пафос и глубока€ ирони€, доход€щие до сарказма. –. - поэт мысли. ÷елый р€д его стихов поднимаетс€ до больших философских обобщений (ЂAve solї, отдельные места из Ђќгн€ и ночиї и др.). ≈го афоризмы приобрели широкое распространение как в литературе, так и в обиходной речи. Ќепревзойденна€ концентраци€ мысли у –. сочетаетс€ с высокой эмоциональной насыщенностью его стиха. –. невозможно целиком отнести ни к реалистам, ни к символистам, ни к импрессионистам. ¬се эти элементы теснейшим образом переплетаютс€ в его творчестве.

 ак драматург –. стал попул€рным после постановки Ђ«олотого кон€ї (Zelta zirgs, 1910) - сказочно-символической пьесы об освобождении заколдованной принцессы пастухом јнтином, который Ђумел жертвовать всемї. Ќо зенита театральной славы –. достиг постановкой трагедии Ђќгонь и ночьї (Uguns un nakts, 1905, поставл. в 1911) - символической пьесы из эпохи покорени€ латышей немцами (XIII в.). ћыслью о необходимости самопожертвовани€ в борьбе за народ, за идею проникнуто большинство драматических произведений –. ѕосле смерти –. осталось много незаконченных драм и других произведений. ћногое из его драматургического творчества переведено на русский, немецкий, французский и др. европейские €зыки. »меющиес€ на русском и других €зыках переводы его лирики далеки от вы€влени€ в полной мере особенностей его поэтического стил€. Ћучшие переводы на русский €зык принадлежат ¬. я. Ѕрюсову.

Ѕиблиографи€:

I. Dzive un darbi. Biografija un kopoti raksti A. Culbja apgadiba, 11 vv., Riga, 1925 (фактически 1924) - 1931; —борник латышской литературы, ѕод редакцией ¬. Ѕрюсова и ћ. √орького, кн-во Ђѕарусї, ѕ., 1916; √ирт ¬илкс (¬олк), ƒраматический этюд в 1 д., перев. я. √утман, изд. ћоск. театрального издательства, ћ., 1925; »збранные сочин., с вступ. ст. ƒауге, ЂAcademiaї, M., 1935 (печатаетс€).

II. ƒауге ѕ. »., –айнис. ѕевец борьбы, солнца и любви, с прилож. избранных стихотворений в переводе с латышского, ѕод редакцией ». Ѕелоусова, √из, ћ., 1920 (ср. отзыв: ‘риче ¬., Ђѕечать и революци€ї, 1921, є 1); журн. ЂAtputaї (нач. с 1930 печат. дневники и письма –.).

–ј…Ќќ¬

–ј…Ќќ¬ “имофей »ванович (1888-) - философ, литературовед. ”чилс€ в ѕолитехническом институте, окончил ѕетербургский ун-т по юридическому факультету. ”частвовал в издававшихс€ Ѕ. Ћезиным сборниках, объедин€вших последователей ј. ј. ѕотебни, - Ђ¬опросы теории и психологии творчестваї. –аботы –айнова нос€т преимущественно философский характер. ѕо своим философским взгл€дам –. примыкал к неокантианству, в частности к ћаху. »скусствоведческие и литературоведческие работы –. насыщены философскими экскурсами. »деалистический характер философских изысканий –айнова снижает ценность и его литературоведческих работ. ƒл€ современного литературоведени€ могут иметь некоторое значение лишь конкретные наблюдени€ –. над элементами композиции Ђќбрываї √ончарова.

Ѕиблиографи€:

√лавные работы по вопросам теории и истории литературы: “еори€ искусства  анта в св€зи с его теорией науки, Ђ¬опросы теории и психологии творчестваї, т. VI, вып. I, ’арьков, 1915; Ђќбрывї √ончарова, как художественное целое, там же, т. VII, ’арьков, 1916; ƒуховный путь “ютчева, ѕ., 1923; ј. ј. ѕотебн€, ѕ., 1924; ќтчуждение действи€, —оциологические очерки, Ђ¬естник  оммунистической академииї, 1925-1926, кн. XIII, XIV, XV; ѕрирода в творчестве  ороленко, Ђ„ервоний шл€хї, 1927, є 9-10; Ёстетика “олстого и его искусство, в сб. ЂЁстетика “олстогої, √ј’Ќ, ћосква, 1929.

ѕредыдуща€ страница —ледующа€ страница

© 2000- NIV