Наши партнеры

Recircular-office.ru - Облучатели и рециркуляторы купить рециркуляторы.
Гипокситерапия аппарат - магнитотерапия в домашних условиях выбор аппарата.

Педагогический словарь
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОП"-"ПРИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОП"-"ПРИ")

ПОПОВ, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

ПОПОВ, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1881-1969) - астроном, профессор (1935). Преподавал в вузах и средних учебных заведениях. С 1934 в МГПИ (декан физико-математического факультета, проректор, ректор; в 1937-58 зав. кафедрой астрономии). Автор учебников и учебных пособий для средней и высшей школы, наибольшую известность из которых получили "Астрономия" для педагогических институтов (1940; 5 изд., 1967, соавтор), первый отечественный "Практикум по астрономии в педагогических институтах" (1947, соавтор) и "Таблицы по астрономии" (1953; 3 изд., 1970).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 397)

ПОРИЦАНИЕ

ПОРИЦАНИЕ - вид негативной моральной санкции и метод воспитания, выражающийся в осуждении (как правило, публичном) поступков или явлений, которые признаются нравственно недопустимыми. Способы П. различны - от мимической реакции и вербальной оценки до негодования. П., высказанное высокомерным, оскорбительным тоном, может стать источником несправедливости и ущемления достоинства человека. Поэтому в воспитательной практике П. нельзя злоупотреблять. Особенно негативно влияют на ребёнка П., вынесенные за проступки, мотивы и обстоятельства которых не вполне ему понятны. Такие меры разрушают педагогическое взаимодействие воспитателя и воспитанника. Между тем известные моральные заповеди прощения обид и воздержания от осуждения призывают к состраданию и уважению провинившихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 208)

ПОРНОГРАФИЯ

ПОРНОГРАФИЯ (греч. porne - развратник и графия - письмо) - вульгарно-натуралистическое, непристойное изображение половой жизни в литературе и искусстве. В обычной речи П. нередко употребляется в широком значении как синоним непристойного. Согласно судебной практике, непристойность является характеристикой не мотивов авторов произведения, но того оскорбительного и разрушительного с точки зрения общественной нравственности воздействия, которое эти произведения оказывают на членов сообщества. При консервативно-пуританском подходе П. следует считать любое высказывание или представление сексуального характера. Со 2-й половины 20 в. формировалось либерально-терпимое отношение к П., в частности, предполагающее дифференцированное понимание "жёсткой" и "мягкой" П. К крайне "жёсткой" П. можно отнести натуралистическое описание сексуального насилия над детьми или изображение реально совершаемых действий, к наиболее "мягкой" - недетализированное описание или изображение обнажённого тела. Правда, критерии такого различения во многом условны. Дискуссируются также и проблемы различия П. и эротики, методов и форм полового воспитания, полового просвещения и т.д.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 208)

ПОРОК

ПОРОК - противоположность добродетели, негативное (подлежащее нравственному осуждению) качество человеческого характера, проявление морального зла в индивидуальном сознании и поведении. Русское слово "П." восходит к общеславянскому корню rok (rek; rъk), от которого происходит современное слово "речь", и первоначально означало "порицание", "упрёк", "укор". Термин "П." характеризуется двумя взаимоисключающими признаками: обозначает качество, которое вполне вменяемо индивиду и, в то же время, является по отношению к нему вредным, разрушительным. Таковы, например, чревоугодие, зависть и т.п.

В Новом Завете в качестве пороков выделяются три наиболее опасные для нравственной жизни христианина склонности: "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская".

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 208)

ПОРТНОВ, ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

ПОРТНОВ, ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1939) - д-р педагогических наук (1990), профессор (1991), действительный член РАО (1996; Отделение образования и культуры), зав. кафедрой Рос. государственной академии физической культуры.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПОРТФОЛИО

ПОРТФОЛИО - новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку.

(Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. - Самара, 2004. С. 5)

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - см. Послевузовское профессиональное образование

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - часть непрерывного образования и образования взрослых. Предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Оно может быть получено в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 208)

-------------------

См. также Адъюнктура, Аспирантура, Ассистентура, Ординатура клиническая

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - см. Послевузовское профессиональное образование

ПОСОБИЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ НА ДЕТЕЙ

ПОСОБИЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ НА ДЕТЕЙ - Право на ежемесячное пособие на совместно проживающего с ним ребёнка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей). Пособие назначается на каждого рождённого, усыновлённого (см. Усыновление), принятого под опеку (попечительство) ребёнка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения до окончания им обучения, но не более чем до достижения 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в субъекте Рос. Федерации. Пособие на ребёнка выплачивается независимо от получения на него алиментов, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии социальной и других социальных выплат, кроме денежных средств, выплачиваемых органами управления образованием на содержание ребёнка, находящего под опекой (попечительством). Пособие выплачивается в твёрдом размере, определяемом федеральным законом. Этот размер увеличивается вдвое на детей одиноких матерей и на 50% - на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов невозможно. Размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов. Пособие не получают граждане, лишённые родительских прав, а также те лица, чьи дети находятся на полном государственном обеспечении.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 208)

ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЁНКОМ( ДО ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВОЗРАСТА ПОЛУТОРА ЛЕТ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСОБИЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЁНКА ЕДИНОВРЕМЕННОЕ

ПОСОБИЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЁНКА ЕДИНОВРЕМЕННОЕ - Пособие вправе получить один из родителей ребёнка либо лицо, его заменяющее, по месту работы (службы, учёбы). Если эти лица не работают (не учатся), следует обращаться за пособием в орган социальной защиты населения по месту жительства ребёнка. При рождении двух и более детей пособие назначается и выплачивается на каждого из них. Не полагается оно при рождении мёртвого ребёнка. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 мес со дня рождения ребёнка. Размер пособия определяется в твёрдой сумме федеральным законом. В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, сумма пособия определяется с применением этого коэффициента.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 209)

ПОСОШКОВ, ИВАН ТИХОНОВИЧ

ПОСОШКОВ, ИВАН ТИХОНОВИЧ (1652-1726) - писатель, экономист. Сторонник преобразований Петра I. Однако вопреки его политике не стремился ориентироваться на Западную Европу; в области культуры отстаивал духовные ценности русской старины и православной веры. Идеи П. о реформе образования в России изложены в трёх посланиях к Стефану Яворскому (между 1703 и 1710), трудах "Завещание отеческое к сыну" (1719), "Книге о скудости и богатстве" (1724).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 397)

ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТУПОК

ПОСТУПОК - сознательное действие, в котором человек утверждает себя как личность, акт нрравственного его самоопределения.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 116)

ПОТАШНИК, МАРК МАТУСОВИЧ

ПОТАШНИК, МАРК МАТУСОВИЧ (р. 1941) - д-р педагогических наук (1988), действительный член РАО (1995; Отделение философии образования и теоретической педагогики).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

ПОТЕБНЯ, АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ

ПОТЕБНЯ, АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ (1835-1891) - профессор Харьковского университета, филолог. Труды по теории словесности.

(Ланин Б.А. Литературное образование в XIX - начале XXI века. - М., 2005. С. 10)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПОТЁМКИН, ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

ПОТЁМКИН, ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ (1874-1946) - историк и дипломат, организатор народного образования, академик АН СССР (1943), действительный член АПН РСФСР (1944), д-р исторических наук, профессор (1940). С февраля 1917 работал в отделе народного образования Московской земской управы; в ноябре стал членом Государственной комиссии по просвещению. Участвовал в разработке "Положения об единой трудовой школе". С 1922 на дипломатической работе. С 1940 нарком просвещения РСФСР. Участвовал в создании АПН РСФСР (с 1944 её президент). При участии П. в школах были введены выпускные экзамены в 4-х и 7-х классах, экзамены на аттестат зрелости, установлены награды золотыми и серебряными медалями. П. был организатором регулярных "Педагогических чтений". Гл. редактор и один из авторов 3-томной "Истории дипломатии" (1941-45; Гос. премия СССР 1942, 1945).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 397)

ПОТРЕБНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОУЧЕНИЕ ДЕТЯМ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

ПОУЧЕНИЕ ДЕТЯМ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА - памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053-1125). Произведение состоит из собственно "Поучения", "Автобиографии" и письма ("Грамотицы") князю Олегу Святославовичу.

Жанр поучений детям был широко распространён в европейской культуре Средневековья. Автор адресовал произведение своим детям и всем, кто захочет его выслушать. Обращённый в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение политического завещания; его сентенции Владимир Мономах подкрепил обращением к опыту собственной жизни. Он стремился уберечь государство от княжеских междоусобиц и, опираясь на авторитет христианского вероучения, пытался силой морального убеждения повлиять на своих потомков.

Три добрых дела, по мысли автора, дают победу над врагом и избавление от грехов: покаяние, слёзы (сокрушение о своих неблаговидных поступках) и милосердие.

Большое место в памятнике отведено прославлению труда и борьбе с леностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять гл. мужское дело - защищать родную землю и не давать в обиду своих подданных, указывал на необходимость разностороннего книжного учения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 209)

-------------------

Ш5(2=Р)3-4Мономах

ПОУЧЕНИЕ, ПОУЧЕНИЕ ДЕТЯМ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

ПОУЧЕНИЕ, ПОУЧЕНИЕ ДЕТЯМ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА - памятник древнерусской литературы и педагогической мысли. "П." написал великий князь киевский Владимир Мономах (1053-1125). Произведение состоит из собственно "Поучения", "Автобиографии" и письма ("Грамотицы") князю Олегу Святославовичу.

Жанр поучений детям был широко распространён в европейской культуре Средневековья. Автор адресовал произведение своим детям и всем, кто захочет его выслушать. Обращённый в первую очередь к князьям и правителям текст имел значение политического завещания; его сентенции Владимир Мономах подкрепил обращением к опыту собственной жизни. Он стремился уберечь государство от княжеских междоусобиц и, опираясь на авторитет христианского вероучения, пытался силой морального убеждения повлиять на своих потомков.

Три добрых дела, по мысли автора, дают победу над врагом и избавление от грехов: покаяние, слёзы (сокрушение о своих неблаговидных поступках) и милосердие.

Большое место в памятнике отведено прославлению труда и борьбе с леностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять гл. мужское дело - защищать родную землю и не давать в обиду своих подданных, указывал на необходимость разностороннего книжного учения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 209)

-------------------

Ш5(2=Р)3-4Мономах

ПОХВАЛА

ПОХВАЛА - форма поощрения, одно из важнейших средств воспитания. П., как правило, выражается в форме одобрения тех или иных поступков воспитанников и стимулирует их дальнейшую полезную деятельность. Дети наиболее отзывчиво воспринимают положительную оценку своих действий со стороны взрослых и в ответ стремятся добиться ещё лучших результатов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 210)

ПОХИЩЕНИЕ РЕБЁНКА

ПОХИЩЕНИЕ РЕБЁНКА - в уголовном праве преступление против свободы личности; противоправные умышленные действия, направленные на тайное или открытое, либо с помощью обмана завладение (захват) ребёнком, изъятие его из семьи, естественной микросоциальной среды, перемещение с его места жительства с последующим удержанием помимо его воли в другом месте. Во мн. зарубежных странах используется термин "киднеппинг" (от англ. kidnap - похищать). П.р. большей частью совершается из корыстных побуждений и имеет целью получение выкупа от родителей ребёнка или лиц их заменяющих, а также шантаж, устрашение или предупреждение родителей ребёнка в целях принуждения их к выполнению необходимых для похитителей действий и т.п. В Рос. Федерации случаи П.р. участились с начала 1990-х гг. в условиях перехода к рыночной экономике. Согласно рос. уголовному законодательству, П.р., произведённое с корыстной целью или иных низменных побуждений, наказывается лишением свободы на срок до 7 лет. К уголовной ответственности за П.р. может быть привлечено любое лицо, достигшее 14 лет. В соответствии с законом лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности. П.р. может производиться одним из родителей или ближайших родственников в ситуациях семейного конфликта, развода и т.п. Такие деяния рассматриваются гражданским законодательством и регулируются семейным кодексом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 210)

-------------------

См. также Уголовная ответственность несовершеннолетних

ПОЧЁТНЫЕ ЗВАНИЯ И ПРЕМИИ( В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ)

ПОЧЁТНЫЕ ЗВАНИЯ И ПРЕМИИ( В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ) - Для педагогов и деятелей образования, проявивших высокое профессиональное мастерство, учреждены следующие звания: "Народный учитель Рос. Федерации" (Указ Президента РФ от 2 марта 2000), "Заслуженный учитель Рос. Федерации" (Указ Президента РФ от 30 декабря 1995), "Заслуженный мастер производственного обучения Рос. Федерации" (Указ Президента РФ от 30 декабря 1995). Учреждены "Премии Президента РФ в области образования" (Указ Президента РФ от 30 ноября 1995) и "Премии Правительства РФ в области образования" (Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995). К отраслевым наградам Министерства образования РФ (Приказ Министерства образования РФ от 13 января 1999) относятся: Медаль К.Д. Ушинского, а также нагрудные знаки: "Почётный работник образования Рос. Федерации", "Почётный работник начального профессионального образования Рос. Федерации", "Почётный работник среднего профессионального образования Рос. Федерации", "Почётный работник высшего профессионального образования Рос. Федерации". Вручается также "Почётная грамота Министерства образования Рос. Федерации" и выносится "Благодарность Министерства образования Рос. Федерации". Условия выдвижения педагогов на звания и премии и порядок награждения регламентируется соответствующими положениями.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 210)

ПОЧЕТНЫЕ ЧЛЕНЫ РАО

ПОЧЕТНЫЕ ЧЛЕНЫ РАО - В 2000 году в РАО состояли 116 академиков, 143 члена-корреспондента, 6 почётных членов, 60 иностранных членов.

Список почетных членов РАО:

- Алферов Ж.И.,

- Анциферова Л.И.,

- Бутиков Г.П.,

- Гуревич К.М.,

- Ростропович М.Л.,

- Садовничий В.А.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 243, 468)

-------------------

См. также Персональный состав РАО, Российская академия образования (РАО)

См. также по фамилиям указанных лиц

ПРАВА ДЕТЕЙ

ПРАВА ДЕТЕЙ - см. Дети

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВИЛО

ПРАВИЛО - постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо. В разработке, принятии, соблюдении, подтверждении самых различных правил проявляется деятельность воспитания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 210)

ПРАВОВАЯ ПЕДАГОГИКА

ПРАВОВАЯ ПЕДАГОГИКА - то же, что "юридическая педагогика". Понятия "право" и "юстиция" (от лат. justitia - справедливость, закон, право). Правовой педагогикой, или правильнее - педагогикой права, именуется раздел этой отрасли научного знания, исследующий педагогические аспекты правотворчества и действенности норм права.

(Юридическая педагогика. Под редакцией В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. - М., 2004. С. 216-217)

-------------------

См. также Педагогика права, Юридическая педагогика

ПРАВОВЕДЕНИЯ УЧИЛИЩЕ

ПРАВОВЕДЕНИЯ УЧИЛИЩЕ - привилегированное высшее юридическое закрытое заведение для детей дворян, С.-Петербург, 1835-1917. Осн. по инициативе М.М. Сперанского. Курс обучения 6 лет, с 1838 - 7 классов. С 1847 при П.у. действовали подготовительные классы. В училище преподавали И.К. Кайданов, А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, Н.И. Стояновский, Н.С. Таганцев. За годы существования училище окончило св. 2 тыс. юристов. В их числе И.С. Аксаков, А.Н. Апухтин, К.К. Арсеньев, В.О. Ковалевский, К.П. Победоносцев, В.В. и Д.В. Стасовы, А.Н. Серов, П.И. Чайковский, В.П. Энгельгард и др. Закрыто после Октябрьской революции 1917.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 210)

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА

ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях православия. Однако неверно было бы рассматривать этот термин как научную отрасль в педагогике, т.к в России законодательно закреплен светский характер образования.

(Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 214)

-------------------

Ч3Ов2

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ - Москва, ул. Новокузнецкая, 23б. Социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 476)

-------------------

См. также Негосударственные ВУЗы

ПРАГМАТИСТСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (от греч. prakticos - деятельный, активный) - форма профессионального обучения в высших и средних педагогических учебных заведениях, ведущее звено практической подготовки будущих учителей. Проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности.

В истории высшего педагогического образования сложились два подхода к организации П.п. Первый - предусматривал организацию практики в течение всех лет обучения в вузе (непрерывная П.п.), чередуя её с теоретическими занятиями. Поиск рациональных форм организации П.п. в отечественной высшей школе привёл к разработке для разных вузов программ, в которых содержание П.п. определялось через систему теоретических знаний и профессиональных умений студентов, формируемых на разных её этапах.

Осн. критерии оценки результатов П.п.: степень сформированности профессионально-педагогических умений у каждого студента; уровень теоретического осмысления своей практической деятельности, её целей, задач, содержания и методов реализации; уровень профессиональной направленности интересов будущих педагогов, их активности, отношения к детям; уровень профессиональной культуры, способности к рефлексии.

Второй подход (более свойственный для зарубежной высшей школы) предусматривал сначала общетеоретическую подготовку и проведение практикумов, тренингов, и лишь затем - применение теории на практике и организацию П.п. на заключительном этапе обучения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 212)

ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ - вид учебных занятий, в процессе которых учащийся (студент) самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производственные задачи, определённые учебной программой.

В зависимости от профессиональной направленности подготовки П.п. называется педагогической, технологической, эксплуатационной и пр. П.п. может совмещаться по времени с другими видами учебных занятий или для её проведения в учебном плане выделяется отдельный период.

П.п. является интегрирующим видом подготовки специалиста, при её прохождении учащиеся (студенты) изучают в действии средства производства и технологические процессы, организацию труда, экономику предприятия и т.д.

Базой П.п. являются предприятия (организации, учреждения), имеющие прямые связи с учебным заведением. В отдельных случаях базы П.п. закрепляются за учебным заведением решением органов государственного управления. Осн. требования и объём заданий по П.п. определяются учебным заведением в сквозной программе П.п. Как правило, задания на П.п. совмещаются с заданиями на курсовое и дипломное проектирование. Завершается П.п. отчётом перед комиссией и получением дифференцированного зачёта.

Учащиеся (студенты) во время П.п. приравнены в правах, обязанностях и льготах к штатному персоналу предприятия - базы практики. Время работы на оплачиваемых должностях в период П.п. входит в их трудовой стаж. Руководители П.п. от предприятия получают материальное вознаграждение от средств предприятия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 212)

ПРАКТИКУМ

ПРАКТИКУМ - форма организации учебного процесса; самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ. Проводится, как правило, при завершении крупных разделов учебных курсов или в конце периода обучения. Перечень работ, входящих в П., определён учебной программой. Перед П. проводится инструктаж. Многие практические работы, включённые в П., представляют собой исследования и направлены на проверку достоверности определённых научных закономерностей, положений, гипотез и др. Во время П. учащиеся часто решают задачи творческого характера (например, на техническое конструирование). Решение таких задач предполагает не только разработку идеи, но и её практическое воплощение в действующем приборе или модели.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 212)

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ - один из видов учебной деятельности школьников, по целям и задачам аналогичный лабораторным занятиям. Применяется также термин "лабораторно-практическая работа" (например, в методике трудового и профессионального обучения), которым обозначаются задания, направленные на формирование у школьников знаний, умений и навыков по монтажу и демонтажу механизмов, для освоения приёмов обслуживания технических устройств. П.р. включаются в учебные программы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 212)

ПРАУСС, ЛЮДВИГ ИГНАТЬЕВИЧ

ПРАУСС, ЛЮДВИГ ИГНАТЬЕВИЧ - известный учитель танцев в России (книга написана в 1895 г. в честь 25-летия деятельности)

ПРЕВЕНТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА

ПРЕВЕНТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА - см. Педагогика превентивная

ПРЕДМЕТНО-КУРСОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

ПРЕДМЕТНО-КУРСОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ - применяется при заочном и очно-заочном обучении. Согласно этой системе, дисциплины учебного плана и соответствующие им итоговые зачёты и экзамены распределяются по годам обучения (курсам) с соблюдением преемственности, а зачёты и экзамены в пределах одного курса сдаются учащимися и студентами по мере индивидуальной готовности как в период экзаменационной сессии, так и в другие сроки.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 212)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ( ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ( ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) - По Закону РФ об образовании (1992) образовательные учреждения вправе вести П.д., предусмотренную его уставом. В своей П.д. они приравниваются к предприятиям и попадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. К П.д. относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, торговля покупными товарами, оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений (в т.ч. образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним и др. Учредители или органы местного самоуправления вправе приостановить П.д., если она идёт в ущерб образовательной деятельности, до суда по этому вопросу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 212-213)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. Кроме научного, термин "П." имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания.

В процессе познания П. является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению.

Исключительная роль П. в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздаётся действительность тогда, когда её непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями П. составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретических и практических задач. Однако П. не проникает в сущность предмета. Для формирования и функционирования П. необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего П. не может быть выражено в речи и других видах знаковой активности человека (музыкальные звуки, рисование, выразительные движения и др.). Слово и знак позволяют углубить П. о действительности.

П. подразделяются на зрительные, слуховые, двигательные и др. У разных людей преобладают разные виды П., что связано с характером практического опыта и особенностями психического склада человека. П. различаются также по степени яркости, отчётливости.

В практике обучения П. (не только специально формируемые, но и стихийно сложившиеся), как правило, выступают в роли чувственной опоры при формировании понятий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 213)

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ - установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. Как правило, человек не осознаёт или не желает осознать, что он предубеждён, и рассматривает своё отношение к объекту П. как следствие объективной и самостоятельной оценки к.-л. фактов. П. может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений (предрассудков), принятых в определённой социальной группе. П. нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 213)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ - установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. П. свойственна учебным планам отечественной общеобразовательной школы, что обеспечивает одинаковый объём знаний в соответствующих классах и равные возможности для продолжения образования.

П. в расположении материала учебного предмета и в выборе способов деятельности по овладению этим содержанием осуществляется с учётом содержания и логики соответствующей науки и закономерностей процесса усвоения знаний. П. должна охватывать не только отдельные учебные предметы, но и отношения между ними (см. Межпредметные связи в обучении).

Значительные трудности представляет осуществление П. между отдельными ступенями школьного образования, особенно между начальной и средней школой. Научной основой для решения проблемы П. в начальной школе является реализация принципа доступности обучения. Одно из условий П. в обучении и в преодолении разрыва между разными ступенями образования - соответствие метода обучения возрастным возможностям детей. Для достижения П. в школьной практике, помимо последовательного её осуществления в образовательных программах и учебниках, важен постоянный контакт между преподавателями смежных дисциплин, между учителями начальной и средней школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 213)

-------------------

См. также Межпредметные связи в обучении

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (от лат. praesentatio) - официальное ознакомление, публичное открытие, представление чего-либо нового, недавно созданного, появившегося, опубликованного и т.п.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 131)

ПРЕЙЕР (PREYER), ВИЛЬГЕЛЬМ ТЬЕРРИ

ПРЕЙЕР (PREYER), ВИЛЬГЕЛЬМ ТЬЕРРИ (1841-1897) - немецкий биолог и психолог, основатель детской психологии. Преподавал в Боннском (1865), Йенском (1866-88) и Берлинском (1888- 1893) университетах. Книга П. "Душа ребёнка" (1882; рус. пер. 1891 и 1912) положила начало систематическим исследованиям психологии ребёнка. В ней П. описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына. Взгляды П. с современной точки зрения воспринимаются как наивные и ограниченные уровнем развития науки конца 19 в. Однако П. первым осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребёнка.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 397)

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, БОРИС СЕРГЕЕВИЧ

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, БОРИС СЕРГЕЕВИЧ (1892-1970) - оториноларинголог и дефектолог, академик АМН СССР (1950). В 1936-41 профессор 3-го Московского медицинского института, с 1941 зав. кафедрой 2-го Московского медицинского института. Особое значение имеют работы П. по этиологии, патогенезу и лечению глухоты. На основе многолетнего опыта работы в сурдологических учреждениях предложил систему классификации тугоухости, способствующую дифференциации обучения слабослышащих. Книга П. "Глухонемота" (1933) имела важное значение для развития дефектологии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 397)

ПРЕПОДАВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - работник высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, ведущий к.-л. предмет и воспитательную работу (в общеобразовательной школе - учитель).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 213)

ПРЕСС-РЕЛИЗ

ПРЕСС-РЕЛИЗ (от англ. press-release) - выпускаемый специально для работников средств массовой информации бюллетень правительственных учреждений, международных организаций, пресс-центров, содержащий материал для срочной публикации. Пресс-релиз (например, выставки) включает материал о наиболее значимых ее мероприятиях, интересных участниках, оригинальных экспозициях и востребованных экспонатах, авторитетных посетителях и почетных гостях и т.п.

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 131)

ПРЕСС-ЦЕНТР

ПРЕСС-ЦЕНТР (синоним "пресс-бюро") - служба информации, организуемая для информационного и организационного обслуживания представителей средств массовой информации на период проведения какого-либо мероприятия (съезда, фестиваля, выставки и др.).

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 131)

ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕЧИСТЕНСКИЕ КУРСЫ

ПРЕЧИСТЕНСКИЕ КУРСЫ - бесплатные вечерние общеобразовательные курсы для рабочих в Москве (1897- 1919). Образованы Постоянной комиссией по техническому образованию московского отделения Русского технического общества с целью повышения квалификации и расширения кругозора слушателей. В 1908 для курсов было выстроено специальное здание на Пречистенке (отсюда название). На курсах преподавали профессора московского университета (И.М. Сеченов, А.Н. Реформатский, С.Г. Крапивин), деятели народного образования (Н.В. Чехов, М.А. Чехова и др.), а также партийные деятели (И.И. Степанов-Скворцов, Р.С. Землячка и др.), которые использовали курсы для формирования революционного сознания рабочих. В 1897 на П.к. обучалось ок. 300 чел., впоследствии их число возросло до 1500 чел. С 1908 курсы делились на три школы: низшая (обучение грамоте, начальное образование), средняя школа (общеобразовательная) и высшая (по типу народных университетов). На П.к. велась большая культурно-массовая работа. Большое значение имело самоуправление курсантов. В 1919 П.к. влились в систему рабочих факультетов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 214-215)

ПРИВЫЧКА

ПРИВЫЧКА - автоматизированное действие, выполнение которого в определённых условиях стало потребностью. Формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает к.-л. трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном.

Образование мн. П. начинается в раннем детстве, причём большую роль играет подражание старшим. П. могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать полезные и вредные привычки. Формирование полезных П. и борьба с вредными - важнейшая задача воспитания. П. придают устойчивость системе воспитания, являются важной частью становления личности в целом.

Т.о., как будет протекать овладение тем или иным видом деятельности во многом определит, какие у ребёнка возникнут П. - полезные или вредные. П., сложившиеся первыми, значительно влияют на формирование последующих - облегчают или затрудняют их воспитание.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 215)

ПРИГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ

ПРИГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ - специальные классы для подготовки детей к поступлению в 1-й класс средних образовательных учебных заведений. В России открывались с 40-х гг. 19 в. при некоторых гимназиях и уездных училищах. Устав 1871 предусматривал обязательное создание П.к. при всех гимназиях и прогимназиях, а Устав 1888 - и при реальных училищах. В П.к. принимались дети 8-10 лет, умеющие читать и считать. В П.к. преподавались русский язык с церковнославянским, математика и чистописание, Закон Божий. Продолжительность курса обучения определялась в зависимости от возраста и успешной учебной деятельности учащихся.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 215)

ПРИЕМ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ)

ПРИЕМ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ) - составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т.е. частное понятие по отношению к общему понятию "метод".

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 418)

-------------------

См. также Методы воспитания

ПРИЁМ ГРАЖДАН( В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ)

ПРИЁМ ГРАЖДАН( В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ) - Порядок П.г. регулируется Законом РФ об образовании (1992), а также определяется учредителями и закрепляется в уставе образовательного учреждения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 215)

ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ

ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ - одна из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных и лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты и др. В основе правовых отношений в П.с. лежит договор о передаче несовершеннолетнего ребёнка на воспитание в семью, заключённый между органами опеки и попечительства и приёмными родителями. В договоре фиксируются условия содержания и воспитания ребёнка, права и обязанности приёмных родителей, обязанности органов опеки и попечительства и др. При передаче ребёнка в П.с. учитывается мнение самого ребёнка; необходимо согласие ребёнка, если он уже достиг 10 лет. Разделение братьев и сестёр не допускается (кроме тех случаев, когда это необходимо в интересах ребёнка).

Ребёнок в П.с. сохраняет права на алименты, пенсии, пособия, право на жилое помещение и др. П.с. образуется на срок, предусмотренный договором, после этого отношения между приёмными родителями и детьми перестают носить правовой характер. Договор может быть расторгнут по инициативе приёмных родителей (при наличии уважительных причин) или органов опеки и попечительства в случае неблагоприятных условий воспитания в П.с., а также при возвращении ребёнка в родную семью или усыновлении. П.с. получают плату за труд и льготы в зависимости от количества детей, которые устанавливаются законами субъектов Рос. Федерации. Отбор кандидатов в приёмные родители и детей в П.с. осуществляют органы опеки и попечительства, которые оказывают П.с. необходимую помощь и контролируют выполнение П.с. своих обязательств. Типом П.с. является семейный детский дом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 215)

ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ

ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ - супруги или отдельные лица, взявшие на воспитание несовершеннолетнего ребёнка (детей), оставшегося без попечения родителей. П.р. образуют приёмную семью вместе с родными и приёмными детьми. Подбор П.р. осуществляют органы опеки и попечительства из лиц, обладающих приемлемыми качествами. Исключаются лица, признанные судом недееспособными, лишённые родительских прав (см. Лишение родительских прав), отстранённые от обязательств опекуна, и усыновители, если усыновление отменено, а также граждане, которые не могут быть П.р. по состоянию здоровья. Лица, желающие стать П.р., подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства заявление и документы. П.р. выбирают ребёнка по направлению органов опеки и попечительства и имеют право на выбор ребёнка из воспитательного учреждения и ознакомление с его личным делом и состоянием здоровья по согласованию с администрацией. П.р. по отношению к приёмному ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 215)

ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ - конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. П.о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения. В педагогической литературе П.о. часто трактуется как часть метода обучения, отдельный акт, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач. Все эти характеристики верны, однако не выявляют сущностных признаков П.о.

Реальная деятельность обучения состоит из определённых приёмов. На уровне учебного предмета сочетания приёмов составляют методики и даже целостные методические системы. Поскольку П.о. по каждому учебному предмету множество, то критерием определения их сущности, полноты, достаточности являются общедидактический метод, конкретно воплощаемый данным приёмом, и организуемая познавательная деятельность. При этом некоторые П.о. способны служить осуществлению ряда методов обучения, другие - обслуживают только один. Однако сколько бы ни было П.о., все они определяются общедидактическими методами обучения и не выходят за рамки этих методов. В рамках одной и той же цели обучения конкретная методика включает множество сочетаний различных П.о., что создаёт условия для выбора учителем приёмов, их сочетания и конструирования новых. Правильный выбор П.о. обусловлен особенностью содержания обучения, способом и планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности приёма. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 215-216)

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ - установление связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки - орудием практической деятельности только в процессе их П. Важнейшая функция П. - получение новых знаний, т.е. превращение их в инструмент познания. В этом качестве П. знания может нередко означать лишь мысленное преобразование некоторых исходных моделей действительности с целью получения новых, более полно и совершенно отражающих реальный мир. Пример такого П. - т.н. мысленное экспериментирование. Способность использовать усвоенные знания для получения новых называют интеллектуальными умениями и навыками. В практической деятельности кроме интеллектуальных обязательно П. специфических умений и навыков, в совокупности обеспечивающих успешность труда.

П. - один из этапов усвоения знаний, умений и навыков, осуществляется в разнообразных видах деятельности и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого. П. знаний, умений и навыков успешно тогда, когда оно приобретает эвристический, творческий характер.

Обучение невозможно без П. наличных (пусть минимальных, житейских, обыденных) знаний, умений и навыков и является целесообразно организованной системой последовательного П. знаний, умений и навыков. Совершенствование знаний, умений и навыков также происходит только в процессе их П., поэтому повторение изученного должно быть не простым воспроизведением, а П. его в более или менее новых условиях.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 216)

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - в уголовном праве меры, применяемые взамен наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести. К П.м.в.в. относятся: предупреждение (разъяснение вреда, причинённого действиями несовершеннолетнего, и последствий, которые могут наступить в случае повторного совершения преступления); передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (возложение на родителей обязанностей по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контроля за его поведением); возложение обязанности загладить причинённый вред (с учётом имущественного положения семьи и наличия у несовершеннолетнего трудовых навыков); ограничение досуга и установление особых требований к поведению (запрет на посещение определённых мест, на управление транспортным средством, на выезд в другую местность без соответствующего разрешения; обязательное нахождение дома после определённого времени суток; подростка могут обязать трудоустроиться, продолжить образование). В случае систематического неисполнения этих мер они по представлению специализированного органа отменяются и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (см. Уголовная ответственность несовершеннолетних).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 216)

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - см. Русская православная церковь

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ - учебный предмет. Изучается на начальной и средней (5-й класс) ступенях общеобразовательной школы в Рос. Федерации. Представляет собой интегрированный курс, включающий начальные сведения по биологии, географии, геологии, экологии, астрономии и отчасти физике и химии. В курсе П. учащиеся получают знания о живой и неживой природе и взаимосвязях между ними, о природе родного края, страны и мира в целом, взаимоотношениях человека и окружающей его среды, а также о строении и функциях организма человека, охране здоровья. В 5-м классе П. выполняет в осн. пропедевтические функции по отношению к другим предметам естественно-научного цикла.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 218)

ПРИСТАВКИН, АНАТОЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ

ПРИСТАВКИН, АНАТОЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ (р. 1931) - писатель. Повести "Ночевала тучка золотая" (1987), "Кукушата" (1989, обе - о воспитанниках детдома), автобиографический роман "Рязанка (Человек из предместья)" (1991). В произведениях П. бедствия народа во время войн и социальных потрясений показаны через судьбы детей, испытавших всю тяжесть сиротства, нищеты и голода.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 397)

ПРИСТЛИ (PRIESTLEY), ДЖОЗЕФ

ПРИСТЛИ (PRIESTLEY), ДЖОЗЕФ (1733-1804) - английский философ, естествоиспытатель, психолог и педагог. Член Лондонского королевского общества (1767), член Парижской АН (1772), поч. ч. Петербургской АН (1780). Получил духовное образование. За участие в обществе "Друзья Французской революции" подвергался гонениям со стороны официальных властей и духовенства. Занимался активной педагогической деятельностью. В созданных им в Нидхеме и Нантвиче частных школах преподавал латинский, греческий и французский языки. С 1761 преподавал в Уоррингтонской академии. В 1794 эмигрировал в США. Исходя из теории ассоцианизма, доказывал, что человек, его сознание и психика формируются в результате воздействия внешней среды и воспитания. На этом основании определил педагогику как науку, которая может и должна целенаправленно воспитывать подрастающее поколение.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 397)

ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ

ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ - учебно-воспитательные заведения элементарного типа для населения, относившегося к одному церковному приходу. Возникли в Западной Европе в период раннего Средневековья. Гл. цель - нравственно-религиозное воспитание, подготовка клириков, хористов (назывались также школами хористов и певческими школами). В П.ш. обучали также основам грамотности. В период позднего Средневековья в некоторых гор. П.ш. могли изучаться предметы тривиума (см. Семь свободных искусств). Обучение, как правило, бесплатное. С развитием светских школ П.ш. постепенно утрачивали своё значение низшей ступени в образовании, их функция свелась в осн. к религиозному воспитанию (в т.ч. в воскресных школах) и подготовке церковнослужителей. В России П.ш. открывались с 11 в., распространились после Стоглавого собора 1551. Как часть общерос. системы образования действовали в 1803-64 под названием приходских училищ. После реорганизации до 1917 именовались начальными народными училищами - министерскими, земскими и др. Особую группу составляли церковно-приходские школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 218)

-------------------

См. также Церковно-приходские школы

Предыдущая страница Следующая страница