Наши партнеры

Купить часы в Раменском

Педагогический словарь
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПИД"-"ПОП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПИД"-"ПОП")

ПИДКАСИСТЫЙ, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

ПИДКАСИСТЫЙ, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (р. 1926) - д-р педагогических наук (1974), профессор (1976), член-корреспондент РАО (1999; Отделение философии образования и теоретической педагогики), профессор МПУ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПИЕТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО - примитивное рисуночное письмо, в котором предметы и действия изображались при помощи сочетания их рисунков. Используется как прием обучения, в частности, на уроках истории.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 112)

ПИНКЕВИЧ, АЛЬБЕРТ ПЕТРОВИЧ

ПИНКЕВИЧ, АЛЬБЕРТ ПЕТРОВИЧ (1883/84-1937) - педагог, д-р педагогических наук (1935). В 1917-18 один из авторов газеты "Новая жизнь", осн. М. Горьким. Один из организаторов Петроградского педагогического института им. А.И. Герцена (1918; ныне Российский педагогический университет) и Уральского университета (1920). Ректор и профессор (с 1924) 2-го МГУ. Автор первой советской "Методики начального курса естествознания" (1914; 4 изд., 1922), первых советских учебников по педагогике ("Педагогика", т. 1-2, 1924-25; 6 изд., 1930, и др.). Труды по истории и теории педагогики. Репрессирован; реабилитирован посмертно (1956).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 394)

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИРАМОВИЧ (PIRAMOWICZ), ГЖЕГОЖ

ПИРАМОВИЧ (PIRAMOWICZ), ГЖЕГОЖ (1735-1801) - польский педагог, писатель, просветитель. Член ордена иезуитов (1754-73). В 1773-94 секретарь Эдукационной комиссии, один из составителей закона (1781) об организации просвещения в Речи Посполитой. В своей деятельности особое внимание уделял организации народных школ. Под редакцией П. вышли учебник по риторике, букварь для приходских школ, стихотворения для детей и юношества и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 394)

ПИРОГОВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

ПИРОГОВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1810-1881) - анатом, хирург, педагог, общественный деятель, член-корреспондент Петербургской АН (1846). Профессор Дерптского университета (с 1836), Медико-хирургической академии в С.-Петербурге (с 1841). Своё педагогическое кредо П. выразил в статье "Вопросы жизни" ("Морской сборник", 1856). Показав нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью, П. выдвинул в качестве гл. цели воспитания формирование высоконравственной личности, готовой отрешиться от эгоистических устремлений ради блага общества. Для этого необходимо перестроить всю систему образования на основе принципов гуманизма и демократизма. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на научной основе, начиная от начальной и кончая высшей школой, и обеспечивать преемственность всех ступеней обучения. Задачи обучения П. считал подчинёнными воспитанию и нравственному развитию личности. В процессе воспитания гл. внимание П. уделял выработке высоких нравственных убеждений и цельного мировоззрения. Взгляды П. оказали большое влияние на развитие отечественной педагогической мысли и получили большой общественный резонанс.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 394)

ПИРУССКИЙ, ВЛАДИСЛАВ СТАНИСЛАВОВИЧ

ПИРУССКИЙ, ВЛАДИСЛАВ СТАНИСЛАВОВИЧ (1857-1933) - врач и педагог. Последователь П.Ф. Лесгафта. Работал окружным врачом в г. Каинск, затем в Томске. В 1895 осн. Томское общество содействия физическому развитию. Общество создало первые в Сибири детские летние и зимние физкультурные площадки, катки, купальни, оздоровительные детские колонии в сельской местности, организовало горячие завтраки в школах. В 1897 организовал "Сад трезвых развлечений" - своеобразный физкультурный городок для желающих заниматься гимнастикой и подвижными играми. В 1904-13 в Томске по инициативе П. был построен Дом физического развития (манеж), открыты первые в Сибири курсы гимнастики для детей и взрослых, издавались газета "Здоровье для всех" (1913) и журнал под тем же названием (1917). В 1916 основал постоянно действующую школу-колонию для детей погибших воинов на 50 мест. В 1920 возглавил Томский комитет физической культуры, способствовал созданию Сибирского института физической культуры в Томске (существовал ок. 3 лет; закрыт из-за недостатка средств). С 1925 занимался разработкой лечебной физкультуры и мототерапии.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 394-395)

ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИСКУНОВ, АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ

ПИСКУНОВ, АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ (р. 1921) - д-р педагогических наук (1965), профессор (1967), действительный член РАО (1974; Отделение философии образования и теоретической педагогики), в 1971-76 член Президиума и академик-секретарь Отделения теории и истории педагогики АПН СССР; профессор МПГУ (с 1969; в 1980-92 зав. кафедрой педагогики).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПИСТРАК, МОИСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

ПИСТРАК, МОИСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1888-1937) - педагог, деятель образования, д-р педагогических наук. С 1906 преподавал в частных школах Варшавы. В 1918-31 работал в Наркомпросе РСФСР и руководил опытно-показательной школой-коммуной им. П.Н. Лепешинского. В 1931-36 профессор, затем ректор Северо-Кавказского педагогического института, в 1936-37 директор Центрального НИИ педагогики при ВКИПе.

В школе-коммуне создал оригинальную систему обучения и воспитания, ориентированную на развитие личности учащихся. Один из авторов и редакторов книги "Школа-коммуна Наркомпроса" (1924; переиздана в 1990).

Участвовал в разработке концепции содержания общего среднего образования, в составлении программ ГУСа для школ II ступени (1925-27). П. - крупный теоретик и практик политехнического образования, организатор единой трудовой школы. В понятие "политехнизм" включал не только профессиональные знания, но и качества личности, соответствующие потребностям индустриального производства. Выделял 3 этапа трудового обучения: от 6 до 12 лет (развитие элементарных трудовых навыков), от 12 до 15 лет (первоначальная трудовая подготовка), от 15 до 18 лет (подготовка к выбору профессии). В 30-е гг. разработал курс лекций и на его основе подготовил первый марксистский учебник педагогики (1934). Репрессирован, реабилитирован посмертно (1956).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 395)

ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ( УЧАЩИХСЯ)

ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ( УЧАЩИХСЯ) - вид самостоятельных работ, выполняемых по заданию и под руководством учителя. Наиболее простым видом П.р. является списывание, которое позволяет овладеть навыком письма. Большую группу П.р. составляют тренировочные работы, например упражнения на применение грамматических форм, на выполнение арифметических вычислений. Значительное место отводится П.р., применяемым в целях фиксации учащимися наблюдений, впечатлений, полученных, например, во время экскурсий, в ходе лабораторных занятий и т.д. Воспитанию культуры умственного труда способствуют конспектирование, аннотирование. Большую роль в развитии мышления учащихся играют творческие П.р.

Эффективность П.р. зависит от того, насколько ясно ученик осознаёт цель задания, от посильности работы по объёму и способам выполнения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 200)

ПИСЬМО

ПИСЬМО - знаковая система речи с помощью графических элементов. Владение письменной речью в соответствии с нормами родного языка - составная часть общей культуры человека. Развитие умений и навыков П. происходит в результате обучения. Формирование навыка письма проходит ряд этапов: аналитический, синтетический, автоматизации. Начальный этап обучения чрезвычайно сложен ввиду несформированности механизмов центральной регуляции движений, мышц кисти, трудности длительного выполнения статических усилий, а также недостаточной сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторных координаций.

Трудности обучения П. могут быть связаны с несформированностью речи, моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций, а также нарушений в развитии других познавательных функций. При своевременной и правильной коррекции трудности П. не переходят в дисграфию. Полная несформированность П. при глубоких поражениях мозга называется аграфией.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 200)

-------------------

См. также Аграфия, Дисграфия

ПИТЕРС (PETERS), РИЧАРД СТЭНЛИ

ПИТЕРС (PETERS), РИЧАРД СТЭНЛИ (р. 1919) - английский педагог, представитель аналитического направления в педагогике. Профессор философии образования в Институте педагогики Лондонского университета. Особенность концепции обучения П. - акцент на формирующей функции знания, внимание к ценностной структуре образования. Разрабатывая теорию воспитания, П. отказывался от признания религиозной морали в качестве основы нравственного воспитания; протестовал против авторитарного воспитания, с одной стороны, и против открыто индивидуалистических тенденций - с другой.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 395)

ПЛАВИЛЬЩИКОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ПЛАВИЛЬЩИКОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1892-1962) - зоолог, д-р биологических наук, профессор, популяризатор занимательной науки. Преподаватель ряда учебных заведений, сотрудник Зоологического музея МГУ (1919-21 и с 1941), научный редактор журнала "Юный натуралист" (1939-41 и 1956-61). Автор учебников, методических пособий, определителей по биологии и энтомологии, а также научно-популярных книг: "Жизнь пруда" (2 изд., 1952), "Гомункулус (Очерки из истории биологии)" (2 изд., 1971), "Юным любителям природы". О временах года и фенологии" (3 изд., 1955), "Занимательная энтомология" (2 изд., 1990).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 395)

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ - комплекс социальных, медицинских и воспитательных мер, помогающих семье родить здоровое потомство. П.с. означает помощь семьям избежать нежелательных беременностей, регулировать интервалы между беременностями и контролировать число детей. В современных условиях, когда участились случаи беременности подростковой, а также абортов у несовершеннолетних, знание проблем П.с. становится особенно актуальным и для подростков. П.с. помогает людям сознательно подходить к деторождению и избежать нежелательных последствий как для здоровья юных женщин, так и для общества в целом. Несовершеннолетние и незамужние девочки чаще всего оказываются неспособными воспитывать своих детей и перекладывают свои обязанности на государство.

Осн. направления П.с.: половое воспитание, половое просвещение, охрана здоровья матерей и детей, предупреждение беременности и абортов среди несовершеннолетних, обеспечение населения контрацептивными средствами и др. Вопросы П.с. помогают решать женские консультации, медицинские центры и другие организации. Важнейшую роль играет воспитательная работа с девушками и юношами в образовательных учреждениях, подготовка молодёжи к семейной жизни.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 200)

ПЛАТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ( НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)

ПЛАТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ( НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) - По Закону РФ об образовании (1992) негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с учащихся за образовательные услуги, в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных стандартов (см. Стандарты образовательные). П.о.д. не рассматривается как предпринимательская, если доход от неё полностью идёт на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса данного учреждения (в т.ч. на заработную плату). Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и учащегося регулируются договором, определяющим уровень получаемого образования, сроки обучения, размер платы за обучение и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 200)

-------------------

См. также Стандарты образовательные

ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ( ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ( ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ) - По Закону РФ об образовании (1992) образовательные учреждения вправе оказывать платные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами (см. Стандарты образовательные). В число платных услуг входят: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, дополнительные уроки с учащимися, занимающимися углублённым изучением предметов, и др. Доход от такой деятельности за вычетом доли учредителей (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение, в т.ч. и на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не относится к предпринимательской. Платные образовательные услуги не могут финансироваться за счёт бюджетных средств.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 200)

-------------------

См. также Стандарты образовательные

ПЛАТОН

ПЛАТОН (427-347 до н.э.) - древнегреческий философ. Ученик Сократа. Ок. 387 в пригороде Афин основал философскую школу - Академию, где помимо философии, включавшей диалектику, космологию, антропологию и этику, изучались математические дисциплины и риторика. Школа П. представляла собой открытое объединение учеников и единомышленников вокруг схоларка. Осн. задачей своей философской и педагогической деятельности П. считал создание проекта идеального государства и воспитание философа, способного к государственной деятельности. Правильно устроенное государство состоит из 3 сословий: ремесленников, стражей и правителей. Это деление исходит из учения о 3-частном строении души, обладающей вожделеющим, пылким и разумным началом. В идеальном государстве П. осуществляется его осн. педагогический принцип: разные человеческие натуры должны получать разное воспитание.

Основу педагогических воззрений П. составляет его вера в бессмертие души и переселение душ. С этим связано то исключительное значение, которое П. придаёт воспитанию и образованию: только тот, кто должным образом воспитан и научен отличать добро от зла, может в последующем рождении выбрать правильный образ жизни. Для П. воспитание и образование определяют не только правильную социальную организацию людей, но и дают человеку подлинную духовную свободу и возможность правильно ориентироваться в мире непреходящих духовных ценностей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 395)

ПЛАТОНОВ, СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ

ПЛАТОНОВ, СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ (1860-1933) - историк, педагог, академик Рос. АН с 1920 (член-корреспондент Петербургской АН с 1908), академик АН СССР. Профессор (с 1899) Петербургского университета. Преподавал историю и русский язык в учебных заведениях. Во 2-й половине 90-х гг. 19 в. преподавал историю детям и племянникам Александра III. В 1899 вышли его "Лекции по русской истории" (10 изд., 1917; 1993). В 1903 П. был приглашён великим кн. Константином Константиновичем для преобразования Педагогических курсов Ведомства учреждений имп. Марии в женский педагогический институт, директором которого был до 1916. Придерживаясь монархических взглядов, препятствовал революционной деятельности студентов, создавал студенческие объединения консервативной ориентации. В 1909-10 издал "Учебник русской истории для средней школы" (ч. 1-2, 10 изд., 1924; 1992), который "представлял собою попытку дать в доступном для учеников виде научно и объективно изложенный курс с исключением из него всякого рода легенд и рептильно-патриотической лирики". После 1917 продолжал преподавательскую деятельность. В 1918-23 зав. Петроградским отделением Главархива; директор Пушкинского Дома (1925-29) и Библиотеки АН (1925-28). В 1929 арестован по "академическому делу", был выслан на 5 лет в Самару.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 395-396)

ПЛИЕКШАНС, ЯНИС

ПЛИЕКШАНС, ЯНИС - см. Райнис, Ян

ПЛУТАРХ

ПЛУТАРХ (ок. 46-ок. 127) - древнегреческий писатель, философ-моралист, историк. Основал философско-нравственную школу и посвятил себя педагогической и просветительской деятельности. Как философ П. следовал учению Платона.

Автор морально-философских и историко-биографических сочинений. Наследие П., по сведениям древних, включало св. 200 сочинений. Литературная деятельность П. носила, прежде всего, просветительский и воспитательный характер. Его произведения обращены к широкому кругу читателей и имеют ярко выраженную морально-этическую направленность, связанную с традициями жанра поучения - диатрибы. Центральное место занимают произведения моралистического содержания, благодаря которым весь раздел получил название "Нравственные сочинения", или "Мoralia". П. подробно рассматривал вопросы семейной этики, любви и дружбы. Другие произведения П. написаны в жанре историко-художественных биографий. В "Сравнительных жизнеописаниях" разработан новый тип биографии - моралистико-психологические этюды. П. создал галерею образов знаменитых государственных деятелей, ораторов, полководцев (Ликург, Перикл, Цезарь, Цицерон, Демосфен и др.). П. - автор сочинений по практической морали ("О зависти и ненависти", "Как отличить льстеца от друга", "О любви к детям" и др.), о влиянии литературы на человека ("Как юношам знакомиться с поэзией"). Разработанный П. идеал гуманности и гражданственности получил дальнейшее развитие в эпохи Возрождения и Просвещения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 396)

ПЛЭТУН-ПЛАН

ПЛЭТУН-ПЛАН (от англ. platoon - взвод, отряд) - форма организации учебных занятий, при которой учащиеся не имеют постоянных помещений, а объединены в "бродячие классы". П.-п. разработан У. Виртом, руководителем школ в г. Гэри (США), в 1918 с целью более рационального распределения времени между занятиями, трудом и играми. Расписание занятий и распределение учащихся по школьным помещениям строилось так, что в первую половину дня с учащимися первого потока (отряда) проводились занятия по учебным предметам в классах, а учащиеся второго потока в это время работали в учебных лабораториях, библиотеке, мастерских, занимались в спортзале и т.д. Затем учащиеся менялись видами занятий и учебными помещениями. Применение П.-п. давало возможность максимально использовать школьные помещения и увеличивать контингент учащихся.

Недостаток П.-п. - резкое сокращение времени, отводимого на изучение учебного предмета, подмена классных занятий внеклассными. В настоящее время не применяется.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 200)

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ (социально-психологический аспект) (от лат. pluralis - множественность) - проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых людьми относительно значимых для них ситуаций. В П. проявляется социальная активность личности, её потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнению других. Наиболее часто П. можно наблюдать при принятии групповых решений и в групповой дискуссии, в особенности при совместной творческой деятельности. П. - важная характеристика конструктивности общения эффективного межличностного взаимодействия.

Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона. Наиболее чётко П. проявляется в персонализме, согласно которому каждая личность автономна и неповторима, она несводима к к.-л. общностям и силам; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д. Чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нём групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. П. несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 200)

ПНИН, ИВАН ПЕТРОВИЧ

ПНИН, ИВАН ПЕТРОВИЧ (1773-1805) - просветитель, поэт, публицист. В 1789-97 на военной службе. Выйдя в отставку, совместно с А.Ф. Бестужевым издавал "Санкт-Петербургский журнал" (1798). Издатели уделяли значительное внимание педагогической проблематике. В своём осн. сочинении "Опыт о просвещении относительно к России" (1804) рассмотрел проблемы воспитания и образования с социально-политической точки зрения. Считал необходимым условием существования просвещённого общества личную свободу граждан. Задачи воспитания и образования определил отдельно для школ каждого сословия; в соответствии с требованиями предполагаемой профессии учеников наметил объём и содержание общеобразовательных курсов, предусмотрел также изучение некоторых специальных дисциплин (например, юридических наук, гражданского делопроизводства).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 396)

ПОБЕДОНОСЦЕВ, КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОВЕДЕНИЕ

ПОВЕДЕНИЕ - совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в т.ч. человека. Формирование навыков специфически человеческого П. предусматривает усвоение выработанных человечеством определённых норм и правил. Подобно тому как ребёнок сначала беспорядочно манипулирует любыми предметами, а впоследствии осваивает их практическое назначение и свойства, так он усваивает и социальный характер своих поступков, учится соотносить действия и их результаты. Решающая роль при этом принадлежит взрослым, которые первоначально выступают для ребёнка внешними регуляторами его П., но постепенно перекладывают эту роль на самого ребёнка. В итоге он оказывается способен самостоятельно произвольно регулировать свои действия, т.е. регуляция становится внутренней.

П. человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причём знания человеком определённых норм и правил недостаточно для регуляции его П., если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное П., внутренние установки обретают свойство убеждений. Поэтому педагогически целесообразно формирование внутренних регуляторов деятельности путём практического осуществления определённого П.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 200-201)

ПОВТОРЕНИЕ

ПОВТОРЕНИЕ - возвращение к ранее пройденному учебному материалу; необходимое условие прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения.

Ряд требований к П., осн. на анализе природы памяти, сформулировал К.Д. Ушинский: активность учащихся; П. как предупреждение поверхностности усвоения; П. в новых комбинациях; систематизация материала.

Дидактические требования к П. опираются на закономерности процесса обучения и данные педагогической психологии. П. эффективно только в том случае, когда в содержание обучения заложено развитие идей, понятий, умений; если в его построении соблюдаются преемственность и системность. Для того чтобы П. не было механическим воспроизведением ранее пройденного, содержание и методы обучения должны включать элементы новизны. Иначе П. не эффективно и ведёт к потере интереса к учению. Возвращение к пройденному всегда должно сочетаться с углублением и совершенствованием знаний, умений, убеждений, вести к их систематизации и обобщению.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 201)

ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ - в России тип сельской земской школы для лиц, окончивших начальную школу и желающих расширить свои знания. Первые П.ш. создавались с 1867 по инициативе Н.А. Корфа в Александровском уезде Екатеринославской губернии. В 70-80-х гг. получили распространение во мн. губерниях. Занятия вели учителя земских школ в воскресные дни и в вечернее время. Кроме повторения программы начальной школы учащимся иногда сообщались и новые сведения по грамматике, арифметике, истории и другим предметам. В 90-х гг. 19 в. П.ш. стали открываться не столько с целью повторения, сколько для расширения круга знаний учащихся. В начале 20 в. насчитывалось ок. 445 П.ш.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 201)

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ - форма организации дополнительной общеобразовательной подготовки абитуриентов вузов. В Рос. Федерации создаются с 1948 при вузах для оказания помощи учащимся старших классов средних школ, выпускникам средних профессиональных учебных заведений в углублении знаний, необходимых для поступления в вуз. Филиалы курсов могут создаваться на предприятиях. Организуются дневные, вечерние и заочные П.к. сроком обучения от 1 до 9 мес. Курсы, как правило, являются платными. Выпускные экзамены на различного рода платных курсах (в школах) при вузах недопустимо засчитывать в качестве вступительных экзаменов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 201)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ - структурное подразделение высшего учебного заведения, предназначенное для повышения уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодежи, а также лиц, демобилизованных из рядов Вооружённых сил РФ, и создания им необходимых условий для поступления в вузы.

Создаются с 1948 при вузах как одна из организаций дополнительной общеобразовательной подготовки абитуриентов. Поступающие проходят индивидуальные собеседования или тестирование. Слушателям дневных П.о. выплачивается стипендия в размере, установленном для студентов 1-го курса данного вуза. Занятия проходят по предметам, выносимым на вступительные экзамены. Примерные учебные планы разработаны для нескольких десятков групп специальностей и включают чтение лекций, практические и семинарские занятия, лабораторные и контрольные работы, коллоквиумы и зачёты.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 201)

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ( НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ)

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ( НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ) - система послевузовского педагогического образования. Подготовка учёных-педагогов и преподавателей высшего звена осуществляется в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений, научных учреждений или организаций, а также путём прикрепления к указанным учреждениям или организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание учёной степени кандидата или доктора наук; либо путём перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание учёной степени доктора наук. Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться за государственный счёт, а также по договорам, заключённым физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями и научными организациями или учреждениями, за счёт средств физических и (или) юридических лиц.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 201-202)

ПОДДЬЯКОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ПОДДЬЯКОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1929) - д-р психологических наук (1975), профессор (1981), действительный член РАО (1990; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. лабораторией Центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца Московского комитета образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПОДРАЖАНИЕ

ПОДРАЖАНИЕ - следование к.-л. примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребёнка П. - один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах развития. Ребёнок раннего и дошкольного возраста посредством П. усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

За явлениями П. на разных возрастных этапах скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте П. движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый "содержательный" контакт. П. в дошкольном возрасте - путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста - сюжетно-ролевой игры. П. в подростковом возрасте направлено на идентификацию подростком себя с некоторой значимой для него личностью либо с обобщённым стереотипом поведенческих и личностных характеристик. У взрослых П. выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 202)

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ( ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДУФАЛОВ, НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ

ПОДУФАЛОВ, НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (р. 1949) - д-р физико-математических наук (1984), профессор (1987), один из членов-учредителей и д.ч. РАО (1992; Отделение высшего образования), начальник Департамента культуры, образования и науки аппарата Правительства РФ.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПОЖЕРТВОВАНИЯ

ПОЖЕРТВОВАНИЯ - дарение вещи или права в общеполезных целях. П. могут быть направлены отдельным гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим организациям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим культурным, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 203)

ПОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОКАЯНИЕ

ПОКАЯНИЕ - признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них. У древних греков понятие "П." означало раскаяние по поводу отдельных поступков. В Святом Писании оно обретает сугубо религиозно-нравственный смысл. Призывом к П. начинается проповедническая деятельность Христа. П. предполагает не просто обретение человеком новых целей и мотивов, но вступление в такие отношения с Богом, которые не находятся более в противоречии с его волей; т.о., П. становится основой нравственного и религиозного возрождения человека. П. подразумевает не только воздержание от зла, но и совершение добра, любовь как веру в Бога, надежду на прощение. В отличие от раскаяния, которое также означает признание своих грехов, П. содержит в себе важный момент их практического преодоления. П. и вера составляют две стороны нераздельного акта обращения человека ко Христу. Если в состоянии грехопадения человек ставит в центр бытия самого себя, то в покаянной вере он, наоборот, устремлён на служение только Богу - в этом суть религиозного смысла П. - одного из семи христианских таинств. П. находит естественное выражение в исповеди. Результатом П. становится свободное преодоление греха и обращение к добродетели - в этом состоит нравственное самоопределение человека.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 203-204)

ПОКРОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

ПОКРОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (1898-1988) - физик-методист. Преподавал физику в московской Опытно-показательной школе Наркомпроса, педагогических вузах и Институте усовершенствования учителей (Москва). Разрабатывал систему учебного физического эксперимента в средней школе, содержание и методику лабораторных занятий, а также оборудование физического кабинета, которое принято для массового производства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 396)

ПОКРОВСКИЙ, ЕГОР (ГЕОРГИЙ) АРСЕНЬЕВИЧ

ПОКРОВСКИЙ, ЕГОР (ГЕОРГИЙ) АРСЕНЬЕВИЧ (1834 (1835 или 1838)-1895) - педиатр и педагог, теоретик физического воспитания. Основатель и редактор (1890-95) журнала "Вестник воспитания". П. доказывал, что успех всего последующего воспитания зависит от того, насколько правильно осуществлялось первоначальное развитие ребёнка, подчёркивал важность установления постоянных и тесных связей между педагогами и врачами в деле воспитания детей.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 396)

ПОЛЕМИКА (ДИСПУТ)

ПОЛЕМИКА (ДИСПУТ) - метод обучения, при котором контроль почти полностью осуществляется его участниками. Используется при проведении заключительных занятий по определенным темам учебной программы. Преимуществом метода является возможность свободного обмена мнениями между участниками обсуждения. Способствует пробуждению активного мышления обучающихся, прививает им навыки анализа и поиска правильного решения, умения аргументировать суждения, правильно строить умозаключения.

(Романюк М.Ю. Основные вопросы самостоятельной познавательной деятельности учащихся школы. / Перспектива, N 1. - Оренбург, 2002. С. 130-131.)

-------------------

См. также Дискуссия

ПОЛИВАНОВ, ЛЕВ ИВАНОВИЧ

ПОЛИВАНОВ, ЛЕВ ИВАНОВИЧ (1838-1899) - педагог, литературовед, общественный деятель. Один из организаторов и директор частной мужской (т.н. Поливановской) гимназии (1868, Москва). Член Московского комитета грамотности, Общества распространения технических знаний, Общества любителей рос. словесности, Психологического общества при Московском университете и др. Сторонник классического образования. Составитель школьных хрестоматий и учебников по русскому языку, книг для классного чтения и др. Труды по литературе, методике преподавания русского языка и литературы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 396-397)

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ - см. Обучение политехническое

ПОЛИТИКА

ПОЛИТИКА - сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами; одна из социальных наук. П. возникает вместе с государством, которое призвано обеспечить в обществе гражданский порядок, противостоять внешней агрессии и заставлять граждан соблюдать законы и не нарушать норм общественной морали. П. отражает взгляды, правовые и моральные нормы, культурно-исторические и национальные ценности, характерные для данного социума. В зависимости от формы и методов осуществления власти П. может быть авторитарной и демократической.

Государственная П. осуществляется по различным направлениям человеческой деятельности, например выделяются: П. экономическая, демографическая политика, П. в области здравоохранения, социального обеспечения, науки, культуры, экологическая, государственная политика в области образования, семейная, молодёжная и др.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 204)

ПОЛИФУРКАЦИЯ

ПОЛИФУРКАЦИЯ - построение учебных планов старших классов школы по принципу фуркаций, при котором выделяется три и более специальных учебных циклов и преимущественное внимание уделяется профилирующей группе предметов.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 204)

-------------------

См. также Фуркация

ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛОВИНКИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПОЛОВИНКИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1887-1955) - географ, методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1945). Преподавал в различных вузах; в 1934-54 в МГПИ им. В.И. Ленина (профессор, зав. кафедрой, декан географического факультета). Автор учебников, учебных пособий для вузов и методических руководств для учителей средней школы. Совместно с А.С. Барковым составил стабильный учебник по физической географии для 5-х классов (1935; 15 изд., 1951).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 397)

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - усвоение особенностей мужской и женской ролей в личной и общественной жизни. Эти особенности составляют половую специфику личности. Сексуальность - важный аспект человеческого существования. Дети приобретают знания о сексуальности прежде всего в семье. Источниками сексуальных знаний могут выступать также медицинские, образовательные учреждения, организации социальной защиты, средства массовой информации и др.

В обществе сложились различные подходы к П.п. детей и юношества. Ряд граждан отрицает систему государственного П.п. и настаивает на том, что дети должны получать эти сведения только от своих родителей. Другие считают, что П.п. должно осуществляться в школе в форме полового воспитания, гарантируя адекватность и полноту информации о половых различиях и половом поведении. Однако отсутствие организованного в государственном масштабе П.п. чревато самыми отрицательными последствиями для здоровья нации, росту проституции детской, увеличению случаев беременности подростковой, абортов, появлению внебрачных детей, от которых несовершеннолетние девочки-матери наиболее часто отказываются после родов и пр. Система П.п. должна объединять деятельность медицинских, социальных, образовательных и даже правоохранительных учреждений и направлять усилия всего общества на охрану здоровья подрастающего населения.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 205-206)

-------------------

См. также Любовь, Половое воспитание, Половые игры, Юность

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ - пубертатный (от лат. pubertas - возмужалость, половая зрелость) период

- период жизни человека, включающий начало активации нейро-эндокринных механизмов, ответственных за половое развитие, созревание всех звеньев регуляции репродуктивной системы и достижение биологической половой зрелости. Активация нейро-эндокринных механизмов начинается, как правило, в 10-11 лет и проявляется интенсификацией ростовых процессов, пубертатным скачком роста, развитием первичных и вторичных половых признаков. К первым относятся железы и органы, ко вторым - молочные железы и лобковое и мышечное оволосение у девочек и поллюции у мальчиков. Однако процесс П.с. продолжается до 17-20 лет. Окончательное формирование механизмов регуляции репродуктивной системы приводит организм к возможностям зачатия, вынашивания и рождения здорового потомства.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 206)

-------------------

См. также Пубертатный скачок роста

ПОЛОВОЙ ОПЫТ

ПОЛОВОЙ ОПЫТ - накапливаемые с рождения ощущения и впечатления, связанные с человеческой сексуальностью. Первый и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда взрослые прикасаются к их гениталиям. Дети реагируют на любое прикосновение к этим органам. Нетрудно заметить эрекцию полового члена у мальчика 6 или 7 мес, когда мать моет его, посыпает тальком или вытирает досуха. Речь идёт о чисто сексуальном возбуждении органа, и это совершенно здоровая реакция. Дети и сами трогают свои половые органы прежде всего для того, чтобы узнать, что это такое, и ощущают, что прикосновения эти приятны. Вот почему все дети так или иначе занимаются мастурбацией, и это тоже совершенно нормальный П.о. Все дети рано или поздно проявляют определённый интерес к половым органам, обнаруживая анатомическое различие у лиц противоположного пола. Всё это вполне нормально. В здоровой современной семье детям обычно откровенно объясняют, откуда берутся малыши, и это тоже в известном смысле П.о. Половой опыт оставляет глубокий след в сознании ребёнка, даже если его половые органы не имеют к этому отношения. Такой опыт заключается в повседневном наблюдении за чисто женской и чисто мужской деятельностью своих родителей в повседневной жизни (в основном в бытовой сфере). Ещё один П.о. приобретается тогда, когда ребёнок оказывается свидетелем половой близости родителей. Естественно, что категорически нельзя допускать подобное. П.о. дети приобретают к 5- 6 годам жизни.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 206)

-------------------

См. также Половые игры

ПОЛОВЦОВ, ВАЛЕРИАН ВИКТОРОВИЧ

ПОЛОВЦОВ, ВАЛЕРИАН ВИКТОРОВИЧ (1862-1918) - педагог, методист-естественник. Наибольшую известность как педагог-методист П. приобрёл, работая в Петербургской биологической лаборатории (осн. в 1894 П.Ф. Лесгафтом). В 1907 осн. Общество распространения естественно-научного образования (ОРЕО) и журнал по методике естествознания "Природа в школе". Автор первой в России методики естествознания "Основы общей методики естествознания" (1907; 4 изд., 1925).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 397)

ПОЛОВЫЕ ИГРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛОЗОВА, ТАМАРА ДМИТРИЕВНА

ПОЛОЗОВА, ТАМАРА ДМИТРИЕВНА (р. 1928) - д-р педагогических наук (2001), профессор (1981), член-корреспондент РАО (2001; Отделение образования и культуры), профессор Московского государственного университета культуры и искусств.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПОЛОНСКИЙ, ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВИЧ

ПОЛОНСКИЙ, ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВИЧ (р. 1938) - д-р педагогических наук (1990), член-корреспондент РАО (1996; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. Центром Института теории образования и педагогики РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПОЛОЦКИЙ, СИМЕОН

ПОЛОЦКИЙ, СИМЕОН - см. Симеон Полоцкий

ПОЛЬЗА

ПОЛЬЗА - ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к интересам субъекта (индивидуального или коллективного). В более строгом смысле П. - характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели. Как жизненный принцип П. выражается в правиле: "Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу". Поскольку интересы выражаются в целях, которые человек преследует в своей деятельности, то полезным считается то, что содействует достижению целей. П., т.о., характеризует средства, годные для достижения заданной цели. Наряду с П. используются и другие ценностные понятия: "успех" - достижение результатов, близких к запрограммированным в качестве цели, и "эффективность" - достижение результатов с наименьшими затратами. В отличие от П., под "выгодой" или "корыстью" в узком значении этих слов следует понимать такой интерес, осуществление которого возможно ценою интересов других людей и сообществ. П. представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, совершенства и т.п.). П., как правило, ассоциируется с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 206)

ПОЛЯКОВ, ВАЛЕРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ПОЛЯКОВ, ВАЛЕРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 1936) - д-р педагогических наук (1980), профессор (1982), действительный член РАО (1990; Отделение базового профессионального образования); вице-президент РАО.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 462-463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - Архангельск, просп. Ломоносова, 4. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, олигофренопедагогика, специальная дошкольная педагогика и психология, социальная работа.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 473)

-------------------

См. также Университеты

ПОМЫКАЛО (POMYKALO), ВОЙЦЕХ

ПОМЫКАЛО (POMYKALO), ВОЙЦЕХ (р. 1931) - польский педагог, д-р педагогических наук (1986, Москва), профессор (1992). В 1961-89 ответственный редактор общественного ежемесячника "Воспитание", преобразованного в 1973 в официальный журнал Министерства просвещения "Обучение и воспитание" (выходил в 4 версиях для различных профессиональных групп педагогов). Один из организаторов Учительского радиотелевизионного университета (1973). Инициатор и гл. редактор первой в Польше однотомной "Педагогической энциклопедии" (1993). Инициатор и президент частного фонда "Инновация", созданного в 1989 с целью поддержки талантливых учащихся и их наставников и издания педагогической литературы. Автор трудов в области общей педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 397)

ПОНИМАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОНОМАРЕНКО, ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПОНОМАРЕНКО, ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1933) - д-р медицинских наук (1974), профессор (1980), д.ч. РАО (1990; Отделение психологии и возрастной физиологии), с 1962 в Институте космической медицины (в 1986-93 начальник Института).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПОНЯТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПООЩРЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОПКОВ, ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ

ПОПКОВ, ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ (р. 1940) - д-р фармакологических наук (1983), профессор (1984), действительный член РАО (1999; Отделение базового профессионального образования), зав. кафедрой Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 463)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

ПОПОВА, НАДЕЖДА ИВАНОВНА

ПОПОВА, НАДЕЖДА ИВАНОВНА (1877- начало 1950-х гг.) - педагог. Преподавала в Московском городском начальном училище, в Центральном институте повышения квалификации работников народного образования и др. До 1917 разработала в организованном ею "Кружке московских городских учительниц" оригинальную программу начального обучения, основанную на принципах единой трудовой школы и комплексной системы обучения ("Четыре года преподавания в начальной школе", 1919). Активно участвовала в учительском общественном движении. В 1919-27 заведовала 2-й опытной школой им. К.А. Тимирязева (Москва), где создала "Школу жизни" - своеобразную школьную общину, учебный процесс в которой строился на методе проектов.

В 30-х гг. после ликвидации опытно-показательных учреждений вела научную деятельность в НИИ начальной школы, где разрабатывала вопросы методики преподавания географии ("География в начальной школе", 1933, в соавторстве; "Учебник географии" для 3-4-х классов, 1935, и др.). Подготовила работы (в рукописи) по истории отечественной школы и педагогики.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 397)

ПОПОВ, ВИКТОР ВАЛЕНТИНОВИЧ

ПОПОВ, ВИКТОР ВАЛЕНТИНОВИЧ (р. 1948) - д-р педагогических наук (1992), член-корреспондент РАО (1992; Отделение базового профессионального образования), директор Индивидуального частного предприятия.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 467)

-------------------

См. также Российская академия образования (РАО)

Предыдущая страница Следующая страница