Литературный энциклопедический словарь
СТРУКТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

СТРУКТУРА

СТРУКТУ́РА литературного произведения (лат. structura — строение, расположение), особая организация, взаимоотношение элементов литературного текста, при котором изменение одного из них влечет за собой изменение остальных. Понимание художественного произведения как С. сформировалось еще в античности, эстетика которой уделяла особое внимание соразмерности, симметрии, ритму, количественным соотношениям частей. Пифагорейцы учили, что «успех [произведения искусства] зависит от многих числовых отношений, причем [всякая] мелочь имеет значение» (Античные мыслители об искусстве, М., 1938, с. 5). Литературоведение XX в. часто понимает под С. произведения его композицию, построение и взаимоотношение образов персонажей и других художественных образов, соотношение идейно-тематических пластов, способы развития действия; организацию языковых масс и элементов стихотворной речи (Композиция, Тема, Идея художественная, Сюжет и Фабула, Стихосложение). «Анализ в единстве формы и содержания», «целостный анализ», «системный анализ» по-разному ставят задачу изучения С. произведения как органического единства всех его аспектов (см. Форма и содержание). С. стала одним из широко обсуждаемых понятий литературоведения после 2‑й мировой войны с возникновением структурализма. В системе взглядов этого научного движения С. литературного произведения рассматривается как взаимосвязь особых эстетических знаков, как сообщение на особом языке. По аналогии с естественным языком рассматривается иерархия различных уровней; на каждом уровне выделяются наборы единиц С. и правила их соединения между собой (см. Структурная поэтика).

В отличие от естественного языка элементы С. литературного произведения приобретают собственные значения. Так, ночь в поэзии Ф. И. Тютчева, вечер в лирике А. А. Блока — не только время суток (языковое значение), но и, соответственно, время открытого проявления страшных сил хаоса и указания на таинственную лирическую ситуацию встречи героя и героини. Эти собственные значения создаются не только в результате индивидуально-авторского осмысления какой-либо темы, реалии и т. д., но и за счет литературной памяти автора и читателя: онегинская строфа в творчестве поэтов послепушкинского времени всегда рассчитана на ассоциации с «Евгением Онегиным»; стихотворный размер «Думы про Опанаса» Э. Г. Багрицкого сам по себе указывает на связь с поэзией Т. Г. Шевченко и через нее с украинским фольклором. Т. о., в С. литературного произведения могут семантизироваться любые, казалось бы, самые формальные элементы. От понятия С. неотделимо понятие функции (см. Теория литературы), которую выполняет каждая данная С. в целом и каждый элемент в пределах данной С. Кибернетика и теория информации различают С. простые (механические), в которых все элементы однозначно детерминированы друг другом; сложные (органические), в которых сочетаются детерминированные и вероятностные связи; сверхсложные (социальные), в которых преобладают вероятностные связи. С ростом сложности возрастает объем и сложность передаваемой С. информации. Эстетические С., в частности литературных произведений, принадлежат к сверхсложным. Наряду со структурными элементами в литературных произведениях могут быть выделены внеструктурные элементы, которые не находятся в нерасторжимой связи со всеми другими элементами, но играют важную роль в эволюции и развитии С. (например, социальный пафос пушкинских «Цыган» с точки зрения С. романтической поэмы).

Не достигнуто единство в выделении структурных уровней литературного произведения (см. Поэтика). В плоскости образной системы различаются тропы; образы, охватывающие большую или меньшую часть текста (литературный герой, образ персонажа, пейзаж, портрет и т. п.); целый текст (например, образ России в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, в «Обрыве» И. А. Гончарова); совокупность текстов («лишние люди», «тургеневские женщины» и др.); «вечные образы» (Гамлет, Дон Кихот, Фауст). В плоскости тематики и сюжетно-фабульного строения от знаменательного «ключевого» слова как минимальной темы (мотива) восходят к сюжету текста как к совокупности мотивов и далее — к «странствующим» сюжетам (см. Миграционная теория) и вечным темам (природы, любви, смерти и др.). В плоскости стихотворной речи выделяют уровни стиха (строки), строфического единства, целого текста, сверхтекстовых общностей («драматический белый стих»), В плоскости языка исследование С. литературного произведения ведется на уровнях фонологическом (см. Фоника), морфологии, синтаксиса, сверхфразовых единств, целого текста, совокупностей текстов («язык прозы Пушкина»). Взаимосвязь элементов всех уровней каждой плоскости и всех плоскостей между собой и создает С. литературного произведения. Повторяемость, устойчивость элементов высших структурных уровней всех плоскостей позволяет ставить вопрос об архетипах художественного мышления. Устойчивость элементов сверхтекстовых структурных уровней дает возможность говорить о С. историко-литературной ситуации (ср. анализы историко-литературной ситуации пушкинского времени в трудах Ю. Н. Тынянова). Одна из существенных характеристик устойчивости С. — «память жанра» (М. М. Бахтин). Д. С. Лихачев поставил вопрос о структуре литературоведения как научной области.

Литература:

Шкловский В., О теории прозы, М.-Л., 1925;

Томашевский Б. В., Теория литературы, 6 изд., М.-Л., 1931;

Античные мыслители об искусстве, 2 изд., М., 1938;

Тынянов Ю. Н., Пушкин и его современники, [М., 1968];

Содружество наук и тайны творчества, М., 1968;

Новое в заруб. лингвистике, в. 8 — Лингвистика текста, М., 1978;

Структура текста, [Сб. ст.], М., 1980;

Лихачев Д. С., Литература — реальность — литература, Л., 1981;

Bodkin M., Archetypal patterns in poetry, L., 1963;

Barthes R., Le plaisir du texte, P., [1973];

Semiotyka i struktura tekstu, Warsz., 1973;

Schmidt S. J., Texttheorie, 2 Aufl., Münch., 1976;

Riffaterre M., La production du texte, P., 1979.

также литературу при ст. Структурализм.

В. С. Баевский.

В начало словаря