Литературный энциклопедический словарь
КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

КИТА́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература китайского народа на китайском языке. Одна из древнейших литератур мира, имеющая трехтысячелетнюю традицию. Поздние записи и обработки свидетельствуют о существовании у китайцев сравнительно развитой системы мифологии, но значительные эпические памятники периода древности и раннего средневековья отсутствуют. Первое крупное поэтическое произведение древнекитайской литературы — «Шицзин» («Книга песен», XI—VI вв. до н. э.) представляет собой собрание народных песен, ритуальных гимнов, которые отражают чувства и переживания простых людей, осуждают недостойных правителей, рассказывают о бедствиях страны. В насыщенном яркими мифологическими образами творчестве первого известного по имени китайского поэта Цюй Юаня раскрывается возвышенный мир поэта-человеколюбца, смело обличавшего тиранию. Стихи и поэмы Цюй Юаня и его учеников представлены в антологии «Чу цы» («Чуские элегии», II в. до н. э.). Художественная проза 1-го тысячелетия до н. э. неотделима от философских, исторических, географических и других сочинений, многие части которых сюжетно организованы и эмоционально окрашены: «Шан шу» («Книга исторических преданий»), летопись эпохи Чжоу («Цзо чжуань»), «Чжаньго цэ» («Книга о борющихся царствах») и др. Особое значение для последующего развития К. л. имели конфуцианские «Лунь юй» («Беседы и суждения», V в. до н. э.) и «Мэн-цзы» (IV—III вв. до н.э.), а также даосские «Дао дэ цзин» («Книга пути и добродетели», V в. до н.э.) и «Чжуан-цзы» (III в. до н. э.). Большой интерес представляют притчи и народные легенды, включенные в «Чжуан-цзы» и в другие философские труды IV—III вв. до н. э. («Сюнь-цзы», «Хуайнань-цзы»), а также написанное в форме фантастического путешествия «Предание о сыне неба Му» (V в. до н. э.).

Крупнейшим памятником прозы эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) являются «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня — огромный труд, включающий яркие характеристики деятелей прошлого и их высказывания. В «высокой» поэзии того времени господствовал отличавшийся выспренностью прозо-поэтический жанр фу. Лишь в некоторых фу Сыма Сянжу и в лирических «малых фу» ощущается живое чувство. Яркую поэтическую страницу составили лирические и сатирические народные песни — юэфу. В поэме «Павлины летят на юго-восток», представляющей собой одно из немногих эпических произведений классической К. л., рассказывается о трагедии любящей четы и о произволе родителей.

Песни юэфу оказали заметное влияние на первых представителей (в их числе Цао Чжи) литературы раннего средневековья (III—VII вв.), которые писали о тяготах военной жизни, о страданиях народа, гибнущего во время войн и эпидемий. Антидеспотические настроения отразились в творчестве Жуань Цзи и Цзи Кана. В поэзии господствовал пятисложный рифмованный стих, но его первоначальная безыскусственность постепенно стала сменяться стремлением к изысканности поэтической речи. К концу периода Южной и Северной династий (IV—VI вв. или V—VI вв.) появились фонетически строго организованные стихи «новых форм». Крупнейший поэт конца IV — начала V вв. — Тао Юаньмин. Для его новаторской (при внеш. традиционности) поэзии характерны глубокие раздумья над смыслом жизни, над призванием человека. К V в. относится проникнутая буддийскими настроениями утонченная пейзажная и философская лирика Се Линъюня. Ей противостоят «подражания юэфу» выходца из народа Бао Чжао, в которых поэт сетует на царящую вокруг несправедливость. Наиболее полно литература периода Южной и Северной династий представлена в антологии «Вэньсюань».

Под влиянием юж. юэфу тема любви проникла и в «высокую» поэзию (антология «Новые напевы нефритовой башни», VI в.). В IV—V вв. были созданы первые сборники коротких новелл и анекдотов на фантастические и реже бытовые сюжеты, очень часто фольклорные. Но в бессюжетной художественной прозе до начала VII в. господствовал изощренный, насыщенный литературными и историческими аллюзиями, «параллельный стиль».

После объединения страны Танской династией (618—907) возникли благоприятные условия для расцвета литературы. Общему культурному подъему способствовало возникновение многолюдных городов, расширение связей с соседними странами, изобретение книгопечатания. Именно тогда окончательно формируется китайский литературный язык вэньянь. Расцвету К. л., наступившему в VIII в., положили начало певец природы и дружбы Мэн Хаожань и лирик, художник и музыкант Ван Вэй. Гуманистическая лирика Ли Бо, впитавшая достижения предшествующей литературы и народной поэзии, проникнута стремлением к постижению смысла бытия. Образы его лирики часто гиперболичны, атмосфера жизнерадостна. Творчество другого великого китайского поэта Ду Фу пронизано болью за страдающий народ; в его сдержанной и суровой по колориту поэзии гражданские мотивы соседствуют с сугубо личными переживаниями. Дальнейшее развитие социальная тема получила в «Новых народных песнях» Бо Цзюйи, прославившегося также пейзажными и философскими четверостишиями и поэмами. Для ряда крупнейших лириков VIII—IX вв. (Юань Чжэнь, Ли Шанъинь, Ду Му и др.) характерны усиление субъективного начала и усложненность образов.

В начале IX в. Хань Юй и Лю Цзунъюань возглавили конфуцианское в своей основе движение за «возрождение древности». Господствующему в прозе украшательскому «параллельному стилю» они противопоставляли ясную, содержательную прозу «древнего стиля» (гувэнь). В прочно утвердившихся с этого времени различных жанрах гувэнь — эссе, послания, притчи, предисловия — ярко проявились свойственные К. л. дидактические тенденции, стремление к прямому воздействию на читателя. На литературном языке вэньянь появляются любовные, авантюрные и фантастические новеллы Бо Синцзяня, Юань Чжэня, Ли Гунцзо и др. Одновременно на разговорном языке формируется генетически связанный с буддийскими проповедями прозо-поэтический сказовый жанр бяньвэнь, городская повесть хуабэнь, крупная прозо-поэтическая форма чжугундяо, подготовившие появление романа и драмы.

В период правления династии Сун (960 — 1279) наряду со строгим классическим стихом ши (филос., историч. и гражд. поэзия Оуян Сю, Ван Аньши) широкое распространение получила песенная лирика цы, для которой характерно эмоциональное начало и более свободная поэтическая форма. Популярнейшими среди авторов цы были Лю Юн, поэтесса Ли Цинчжао, поэт-патриот Синь Цицзи. В жанрах ши и цы писал Су Ши, творчество которого отличает многообразие тем и настроений, искусное владение лексикой. Общественная тематика — жизнь крестьян, защита страны — занимала значительное место в творчестве Лу Ю — видного представителя поэзии ши. Прекрасные образцы прозы гувэнь создали также Оуян Сю, Су Ши и др. Однако к концу периода в «высоких» жанрах поэзии и прозы уже заметны признаки застоя. Последним из известных сунских поэтов был Вэнь Тяньсян, погибший в борьбе с монгольскими завоевателями.

Время правления монгольской династии Юань (1280 — 1368) отмечено дальнейшим ростом городов и ухудшением положения служилого образованного сословия. Следствием этого было временное усиление влияния буддийской и даосской идеологий, а также широкое распространение демократических жанров, особенно драмы, ранние образцы которой относятся к XIII в. (т.н. «южная драма»). В XIII в. на севере страны утверждаются тесно связанная с музыкой строго канонизированная четырехактная драма цзацзюй на историко-героические и социально-бытовые темы, а также лирические комедии и сказания о небожителях Гуань Ханьцина, Ма Чжиюаня, Ван Шифу и др. Хотя сюжеты пьес большей частью основывались на старинных преданиях и литературе прежних веков, обличительный пафос и внимание к простому люду делали их злободневными. Появились новая разновидность песенной лирики саньцюй и сборники прозаических заметок.

Важным явлением литературы XIV в. были циклизация народных повестей и возникновение на этой основе романов-эпопей, объединяющих большое число сюжетно завершенных, но не всегда органично связанных друг с другом глав-эпизодов. Первыми среди эпопей были «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна и «Речные заводи» Ши Найаня. «Троецарствие» представляет собой беллетризацию хроники политических событий — войн, интриг, заговоров III в. «Речные заводи» прославляют героев народного восстания XII в. Оба романа эпичны по масштабам, населены множеством персонажей, написаны близким к разговорному языком. Образы основных героев, при однозначности и статичности, ярки и впечатляющи; они завоевали огромную популярность в народе. Эти романы вызвали большое количество переработок, драматургических и сказовых вариантов.

При династии Мин (1368 — 1644) вновь выдвигаются «высокие» жанры. Наряду с утратившими значительную долю своего демократизма цзацзюй, были созданы более крупные по объему и свободные по форме «южные драмы». Высшими образцами драматургии этого периода явились написанные в жанре чуаньци «Пионовая беседка» Тан Сяньцзу — романтичная история любви, побеждающей смерть, и исторические драмы «Дворец бессмертия» Хун Шэна, «Веер с персиковыми цветами» Кун Шанжэня.

В конце XVI в. Ли Чжи и другие литераторы выступили против ставшего официальным течения «возврата к древности». Отмечается новый подъем повествовательной прозы на разговорном языке: фантастический роман-эпопея «Путешествие на Запад» У Чэнъэня, представляющий собой обработку легенд о путешествии монаха Сюань Цзана в Индию; анонимный социально-бытовой роман «Цзинь, Пин, Мэй» и др. Оба произведения вызвали много подражаний. Появились также многочисленные обработки народной литературы и оригинальные новеллы (Фэн Мэнлун и др.).

Маньчжурское вторжение (1644) обусловило появление плеяды оппозиционно настроенных поэтов и мыслителей, для творчества которых характерны просветительские тенденции. Пороки общества обличаются в насыщенных фантастикой и иронией новеллах Пу Сунлина. У Цзинцзы в сатирическом романе «Неофициальная история конфуцианцев» клеймил с позиций «истинного» конфуцианства пошлость, карьеризм и консерватизм служилой интеллигенции. Вершиной классического романа явился «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня — психологически углубленное, окрашенное в пессимистичные тона повествование о несчастливой любви молодых героев, о моральном и экономическом упадке феодальной аристократии. В дальнейшем, в обстановке усиливавшегося цензурного давления маньчжурских властей, привилегированное место в литературе вновь заняли «высокие» жанры ортодоксально-конфуцианской «тунчэнской школы». Им противостояли сочинения прогрессивных мыслителей (Гун Цзычжэнь и др.), сатирико-фантастический роман с элементами утопии «Цветы в зеркале» Ли Жучжэня, народные пьесы, сказки, песни и другие произведения «низких» жанров позднего средневековья, игнорировавшиеся официальной филологической наукой. О жанрах К. л. также в ст. Поэтика.

Литература нового времени (середина XIX в. — 1917) отразила освободительное движение против маньчжуро-китайских феодалов и экспансии капиталистических государств Запада, упадок феодального общества и интенсивное знакомство с достижениями мировой культуры. Появляются многочисленные переводы, переработки произведений европейских классиков и современных авторов, а также писателей Америки, Японии, Индии. Получили известность вольные переводы и пересказы произведений У. Шекспира, Л. Н. Толстого, В. Скотта, А. Дюма и др., сделанные Линь Шу. С 1909 появляются первые точные переводы русских писателей, принадлежащие Лу Синю. Китайские романисты начала XX в. использовали некоторые приемы западной литературы. На фоне эпигонских сочинений выделяется патриотическая лирика Хуан Цзуньсяня, который выступал за обновление классических поэтических форм. Своеобразная литература была порождена восстанием тайпинов (стихи, гимны, народные песни и предания), а также движением за реформы в 90‑х гг. (Тань Сытун, выдвинувший лозунг «революции в поэзии», Лян Цичао, внесший значительный вклад в развитие повествовательной прозы; как теоретик он утверждал ее высокое общественное назначение). В романе господствовали направления, связанные с нравоописательными и авантюрно-героическими традициями. В 1900 — 1910‑х гг. прозаические произведения заполнили многочисленные литературные журналы. Значительный интерес представляют «обличительные романы» (напр., «Путешествие Лао Цаня» Лю Э). Наибольшей радикальностью отличается роман «Цветы в море зла» Цзэн Пу, в котором четко выражены антиманьчжурские и антиимпериалистические взгляды, с симпатией изображаются китайские и русские революционеры. Революционный подъем начала 1900‑х гг. получил отражение главным образом в прогрессивной публицистике, в поэзии Цю Цзинь, Су Маньшу; на позициях борьбы с маньчжурской монархией стояло также поэтическое «Южное общество». В период революции 1911 — 1913 наступил кратковременный расцвет политически окрашенной прозы и драматургии, однако, в годы юаньшикаевской реакции (1912 — 1916) их сменила поверхностная развлекательная литература.

Новейшая К. л. родилась в ходе антиимпериалистической, антифеодальной борьбы, в период освободительного движения «4 мая» (1919), развернувшегося под влиянием Октябрьской революции в России. Черты новейшей К. л. (отрицание старого мира, демократичность идеалов, обновление языка, связь с передовой зарубежной, особенно русской, культурой) воплотились в творчестве ее основоположника Лу Синя, впервые сделавшего рядового человека главным героем художественного произведения. В его рассказах, вошедших в сборники «Клич» и «Блуждания», особенно в повести «Подлинная история А-кью» критический реализм достиг зрелости. Реалистическое направление господствовало и в произведениях участников созданного в 1921 «Литературного сообщества» (Е Шэнтао, Сюй Дишаня и др.), в числе основателей которого были Мао Дунь и Чжэн Чжэньдо, работавшие над изучением национального и мирового литературного наследия и теории литературы. Большое место в деятельности «Литературного сообщества» занимали переводы, особенно из русской литературы XIX — начала XX вв. Группе «Творчество» (основана в 1922) были свойственны романтические тенденции: стихи и драмы Го Можо, рассказы Юй Дафу и др. К началу 20‑х гг. новые формы поэзии на разговорном языке почти полностью вытеснили классические (творчество Вэнь Идо, Чжу Цзыцина, Сюй Чжимо). Для «разговорного» театра создавали драмы Хун Шэнь, Тянь Хань и др.

По мере развития политической борьбы происходило расслоение среди сторонников новой культуры; выделились буржуазно-либеральное крыло (общество «Новолуние» и др.) и революционное течение, усилившееся в ходе революции 1925 — 1927 (Цзян Гуанцы, Жоу Ши, Инь Фу, Ху Епинь). В конце 20‑х гг. начался процесс становления марксистской критики, на позиции которой перешел Лу Синь. Вместе с видным деятелем компартии Китая Цюй Цюбо он стал идейным руководителем пролетарской Лиги левых писателей Китая (1930 — 1936), которая вела борьбу с буржуазно-националистическими и «надклассовыми» течениями в литературе, пропагандировала произведения советских писателей. Среди ее членов были тяготевший к многоплановым социальным романам Мао Дунь, создательница социально-психологических повестей Дин Лин, авторы реалистических рассказов Ай У, Ша Тин, поэт Пу Фэн, драматурги Тянь Хань, Ся Янь и др. Реалистическое направление в прозе представляли также Ба Цзинь, отобразивший тягу молодежи к радикальным переменам, сатирик и бытописатель Лао Шэ и Чжан Тяньи. Социально-психологические драмы большого эмоционального накала создал Цао Юй. Антиреалистические модернистские течения не заняли большого места в К. л. Символизм, эстетизм и некоторые другие декадентские направления, возникшие в поэзии, не получили в ней широкого распространения; молодые поэты смело овладевали новыми формами реалистического отражения действительности (Цзан Кэцзя, Кэ Чжунпин).

Начало национально-освободительной войны китайского народа против японских захватчиков (1937) обусловило бурный рост патриотической литературы малых форм — очерки, стихи для декламации, агитационные пьесы, популярные у демократической аудитории (поэзия Ай Цина, Тянь Цзяня, Сяо Саня, драмы Лао Шэ, рассказы и очерки Лю Байюя и др.). Писатели-патриоты, объединившиеся в период войны против японских захватчиков во Всекитайскую ассоциацию работников литературы и искусства по отпору врагу (март 1938), немало сделали для пробуждения в народе сознания опасности, угрожавшей стране, и ненависти к японскому империализму. С конца 1938 политика подавления прогрессивной литературы гоминьдановским правительством заставила писателей обращаться либо к истории (пьесы Го Можо), либо к сугубо бытовой проблематике. Лишь в некоторых произведениях (роман «Распад» Мао Дуня, рассказ «Господин Хуа Вэй» Чжан Тяньи) содержалась критика отрицательных сторон жизни гоминьдановского тыла.

После разгрома империалистической Японии (1945) прогрессивная К. л. развернула борьбу за демократическое развитие страны. В 1945 — 1947 были созданы сатирические стихи Юань Шуйпо, романы «Четыре поколения одной семьи» Лао Шэ и др. Однако в 1948 чанкайшистский террор снова вынудил большинство писателей замолчать или уехать с подвластной гоминьдановцам территории.

В освобожденных районах развивалась революционная литература, неразрывно связанная с борьбой масс, впитавшая традиции народного творчества. Ее ведущая тема — новые отношения между людьми: рассказ «Песенки Ли Юцая», повесть «Перемены в Лицзячжуане» Чжао Шули, романы «Ураган» Чжоу Либо и «Солнце над рекой Сангань» Дин Лин. Появились первые произведения о рабочем классе: повесть «Движущая сила» Цао Мин. Большую популярность приобрели музыкальная драма «Седая девушка» Хэ Цзинчжи и Дин И, лирико-героическая поэма «Ван Гуй и Ли Сянсян» Ли Цзи и первая часть поэмы «Возница» Тянь Цзяня.

Победа народной революции в 1949, создание КНР дали новый импульс литературному творчеству; появляются произведения о социалистическом строительстве и воспитании нового человека. Жизнь рабочих и крестьян, героизм народа, руководимого коммунистами, — общая тема созданных в 50‑х гг. романов «Деревня Саньливань» Чжао Шули, «Стальной поток» Чжоу Либо, рассказов Ли Чжуня, очерков Вэй Вэя и других авторов. Разрабатывались историко-революционные сюжеты (роман «Битва за Яньань» Ду Пэнчэна). В поэзии 50‑х гг. получили распространение темы борьбы за мир, дружбы с народами других стран (стихи и поэмы Ай Цина, Тянь Цзяня). Приобрело известность творчество писателей, представляющих национальные литературы Китая, — монг., уйгур., казахскую и др. Поддерживались тесные связи с писателями социалистических стран и прогрессивными литераторами мира, широко переводились произведения советской литературы и других социалистических стран. Но уже в конце 50‑х гг. начали нарастать сектантские и догматические тенденции в культурной жизни Китая; критика пережитков буржуазной и феодальной идеологии приобретала примитивно-вульгаризаторский характер. Организовывались разного рода «проработочные кампании», затронувшие писательницу Дин Лин, поэта Ай Цина, литературная критика Ху Фэна и др.

В 1958 ведущим творческим методом было провозглашено «сочетание революционного романтизма с революционным реализмом». Основной упор делался на самодеятельное коллективное творчество. Правда, в начале 60‑х гг. еще продолжали появляться авторские произведения, в т. ч. историко-революционный роман «Лучшие люди эпохи» Оуян Шаня, роман о кооперировании деревни «Начало» Лю Цина, пьесы Го Можо и Цао Юя. Критичное отношение к отдельным сторонам китайской действительности было в иносказательной форме выражено в драматургии Тянь Ханя, У Ханя и в публицистике Дэн То. В середине 60‑х гг., с началом «культурной революции», издание новых художественных произведений и переводов практически прекратилось, за исключением публицистики и стихов, пропагандировавших политические лозунги. Приостановилась также деятельность Союза китайских писателей (создан в 1953). В 1966 перестали издаваться такие литературные журналы, как «Жэньминь вэньсюэ», «Вэньи бао», «Цзюйбэнь», «Шикань», «Шицзе вэньсюэ» и др. Выходили лишь журнал «Chinese literature» на английском языке, рассчитанный на зарубежных читателей, и армейский литературно-художественный журнал «Цзефанцзюнь вэньи».

В начале 1972 наметилось некоторое оживление в литературной жизни Китая. Возобновился выход местных литературных журналов. Был выпущен ряд новых книг и переизданы старые (в огранич. количестве). Многие из вновь изданных книг были написаны «авторскими коллективами» и тесно увязаны с очередными политическими кампаниями. Отдельные книги рассказывали о тяжелой доле народа при гоминьдановском режиме, о кооперации деревни, воспевали армию, пропагандировали ее особую роль в жизни страны.

Большинство китайских профессиональных литераторов включилось в творческую работу лишь после 1976. Началась реабилитация писателей, пострадавших в период «культурной революции» и в предшествовавшие политические кампании (многие реабилитированы посмертно). Возобновился выход в свет основных журналов, создан ряд новых. В 1979 на съезде работников литературы и искусства избран новый состав руководства Союза писателей. Стали издаваться произведения китайской и мировой классической литературы, переводы современных и зарубежных авторов. Ведутся литературоведческие исследования. Были осуждены как «ультралевые» концепции периода «культурной революции», восстановлены в правах такие понятия, как реализм, гуманизм, художественность. Появляются книги, в рамках критики «четверки» и «эксцессов культурной революции» показывающие правдивые картины современной китайской действительности. Передовые китайские литераторы стремятся неприкрашенно отображать жизнь народа и страны.

Издания:

Антология китайской поэзии, кн. 1—4, М., [1958];

Кит. литература. Хрестоматия, т. 1 [ст. Конрада Н.И., Краткий очерк истории китайской литературы], М., 1959;

Кит. классическая проза, М., 1958;

Рассказы китайских писателей, т. 1—2, М., 1959;

Юэфу. Из средневековой китайской лирики, [М., 1969];

Классич. проза Д. Востока, М., 1975;

Классич. драма Востока, М., 1976;

Пурпурная яшма. Кит. повествовательная проза I—VI вв., М., 1980;

Возвращенная драгоценность. Кит. повести XVII в., М., 1982;

Заклятие Даоса. Кит. повести XVII в., М., 1982;

Средний возраст. Совр. китайская повесть, М., 1985.

Литература:

Федоренко Н. Т., Кит. литература, М., 1956;

его же, Кит. литературное наследие и современность, М., 1981;

Сорокин В. Ф., Эйдлин Л. З., Кит. литература, М., 1962;

Жанры и стили литератур Китая и Кореи. Сб. ст., М., 1969;

Надеев И. М., «Культурная революция» и судьба китайской литературы, М., 1969;

Рифтин Б. Л., Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае, М., 1970;

Семанов В. И., Эволюция китайского романа, М., 1970;

Черкасский Л. Е., Новая китайская поэзия (20—30‑е гг.), М., 1972;

его же, Кит. поэзия военных лет, 1937 — 1949, М., 1980;

Судьба культуры КНР (1949 — 1974), М., 1978;

Сорокин В. Ф., Кит. классическая драма XIII—XIV вв., М., 1979;

Лу Синь, Чжунго сяошо ши люэ, Пекин, 1953;

Чжэн Чжэнь-до, Чатубэнь чжунго вэньсюэ ши, т. 1—4, Пекин, 1957;

Чжунго вэньсюэ ши, Чжунго кэсюзюань…, т. 1—3, Пекин, 1962;

Чжунго сяньдай вэньсюэ ши, Пекин, 1979;

Чжунго дандай вэньсюэ ши, Пекин, 1981.

В. Ф. Сорокин.

В начало словаря