Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 3, "СЕИ"-"СИЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СЕИ"-"СИЛ")

СЕИДОВ МАМЕД

СЕИ́ДОВ Мамед (р. 1925), туркменский советский поэт (на туркм. и рус. яз.). Сб. стихов «Ашхабадские дни» (1950), «Ночнрй гость» (1956), «Сельская сказка» (1964), «След на песке» (1972).

■ Лирическая фантазия. [Стихи и поэмы], Ашх., 1983.

СЕЙЕРС ДОРОТИ ЛИ

СЕ́ЙЕРС (Sayers) Дороти Ли (1893—1957), английская писательница. Детективные ром. «Чье тело?» (1923), «Сильный яд» (1930) и др. Сб-ки новелл. Пьесы, в т. ч. «Справедливое мщение» (1946). Переводчица Данте («Ад», «Чистилище»).

СЕЙМИ ДХУСВАН

СЕЙМИ́ Дхусван (р. 1926), неварский писатель. Ром. «Женщины».

СЕЙМУР А. ДЖОРДЖ

СЕ́ЙМУР (Saymour) А. Джордж (р. 1914), гайанский поэт. Сб. «Стихи» (1937), «Новые стихи» (1940), «Облака над Гвианой» (1944), «Солнце в моей крови» (1945).

СЕЙТАКОВ БЕКИ

СЕЙТА́КОВ Беки (1914—79), народный писатель Туркменской ССР (1967). Чл. КПСС с 1942, ром. «Братья» (ч. 1—4, 1958—72), «Поэт» (1958), «Сердце пустыни» (1962). Пов. «Беспокойные люди» (1958), «Подарок сына» (1966), «Сын Ленина» (1975). Сб. рассказов, очерков; воспоминания. Поэтич. сб. («Стихи и поэмы», 1947; «Пустыня отступает», 1951).

■ Избр., М., 1976.

СЕЙТЛИЕВ КАРА

СЕЙТЛИ́ЕВ Кара (1915—71), народный писатель Туркменской ССР (1967), общественный деятель. Чл. КПСС с 1950, поэтич. сб. «Лира поэта» (1941), «Боевое вдохновение» (1942), «Систр» (1944), «Источник» (1950), «Цветы Индии» (1960), «Крылатые времена» (1962). Пьесы («Джахан», пост. 1946).

■ Избр. стихи и поэмы, Ашх., 1971 (на туркм. яз.); Человек и мир. [Стихи и поэмы], М., 1971.

СЕЙФ АД-ДИН АЛЬ-ИРАНИ МАХМУД

СЕЙФ ад-дин аль-ИРА́НИ Махмуд, современный арабский писатель (Палестина). Сб. рассказов «Ночной поезд», «Цена была небольшой»; публицистика.

СЕЙФЕДДИН ОМЕР

СЕЙФЕДДИ́Н (Seyfeddin) Омер (1884—1920), турецкий писатель. Сатирич. сб. рассказов, в т. ч. «Высокие каблуки», «Таинственный храм» (оба изд. 1926), «Весна и бабочки» (изд. 1927), «Первая седина», «Аристократы» (оба изд. 1938) и др. Памфлеты, романы. Публицистика, лингвистич. статьи.

■ Рассказы, М., 1957; Эфруз-бей [роман], М., 1975.

СЕЙФЕРТ ЯРОСЛАВ

СЕ́ЙФЕРТ (Seifert) Ярослав (1901—86) чешский поэт. Сб. «Город в слезах» (1921), «Веер Вожены Немцовой» (1940), «Шлем земли» (1945), «Маменька» (1954), «Мальчик и звезды» (1956), «Концерт на острове» (1965), «Литье колоколов» (1967), «Чумной столб» (1981). Ноб. пр. 1984.

СЕЙФУЛЛИН САКЕН

СЕЙФУ́ЛЛИН Сакен (Садвакас) (1894—1939), казахский советский писатель, государственный деятель. Чл. КПСС с 1918. Пред. Совнаркома Казах. АССР (1922—25), чл. ВЦИК. Ист.-мемуарный ром. «Трудный путь, тяжелый переход» (1927). Пов. «Айша» (1922, перераб. 1935), «Землекопы» (1928), «Плоды» (1935). Сб. стихов «Неукротимый конь» (1922), «Домбра» (1924), «Экспресс» (1926). Поэмы «Сонетстан» (1926), «Кокчетау» (1926—27), «Альбатрос» (1933), «Кзылат» (1934). Пьеса «Красные соколы» (1920).

■ Соч., т. 1—6, А.-А., 1960—64 (на казах. яз.). Стихотворения и поэмы, Л., 1973 (совм. с И. Джансугуровым).

● Какишев Т., С. Сейфуллин, М., 1972; Кирабаев С., С. Сейфуллин, М., 1973.

СЕЙФУЛЛИНА ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА

СЕЙФУ́ЛЛИНА Лидия Николаевна (1889—1954), русская советская писательница. Пов. «Четыре главы», «Ноев ковчег», «Перегной», «Правонарушители» (все — 1922), «Виринея» (1924), «Встреча» (1925), «Каинкабак» (1926), «На своей земле» (1946). Ром. «Путники» (1923—1924). Пьесы «Попутчики» (пост. 1932), «Наташа» (1937), «Сын» (1947, опубл. 1959). Рассказы. Очерки. Статьи и воспоминания (кн. «О литературе», 1958).

■ Собр. соч., т. 1—5, М.—Л., 1926—27; Собр. соч., т. 1—4, М., 1968—69; Соч., т. 1—2, М., 1980.

● Яновский Н. Н., Лидия Сейфуллина, 2 изд., М., 1972; Лидия Сейфуллина в воспоминаниях современников, М., 1961.

СЕКВЕНЦИЯ

СЕКВЕ́НЦИЯ (от позднелат. sequentia — последовательность), форма средневековой латинской поэзии. Возникла в религиозной лирике IX в. как вставка в канонический текст литургии — подтекстовка к сложной колоратуре в возгласе «аллилуйя». Сменила 3 формы: 1) простая С. свободным стихом; 2) антифонная С. из строф и антистроф меняющегося сложного силлабического ритма; 3) новая С. XII в. в единообразных строфах чёткого силлаботонического ритма (получила всеевропейское распространение). Перешла в светскую поэзию вагантов и через неё оказала влияние на формы лирики трубадуров, миннезингеров и др. Образцы С. в русских переводах — в сборниках «Памятники средневековой латинской литературы» (1970, 1972).

М. Л. Гаспаров.

СЕКСТИНА

СЕКСТИ́НА, сестина (итал. sestina, позднелат. sextina, от лат. sex — шесть), 1) твёрдая стихотворная форма (см. Твёрдые формы). Развилась из канцоны у трубадуров (Арнаут Даниель, XII в.), введена в итальянскую поэзию Данте и Ф. Петраркой, отсюда перешла в другие литературы эпохи Возрождения, но широкого распространения не получила. Классическая С. — стихотворение из 6 строф по 6 стихов, обычно нерифмованных; слова, заканчивающие строки в 1-й строфе, заканчивают строки и во всех следующих строфах, причём каждая новая строфа повторяет конечные слова предыдущей строфы в последовательности 6—1—5—2—4—3. В конце иногда добавляется «посылка» — 3-стишие, включающее все 6 опорных слов, по одному на полустишие. В России С. писали Л. А. Мей («Опять, опять звучит в душе моей унылой»), В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин.

2) Иногда С. называют всякую 6-стишную строфу; тогда описанная твёрдая форма именуется «большой С.».

М. Л. Гаспаров.

СЕЛА КАМИЛО ХОСЕ

СЕ́ЛА (Cela) Камило Хосе (р. 1916), испанский писатель. Ром. «Семья Паскуаля Дуарте» (1942, п. 1970), «Улей» (1943, изд. 1951, п. 1970), «Канун, празднование и послепраздничная неделя дня святого Камила в 1936 году в Мадриде» (1969). Кн. очерков «Колесо досугов» (1957), «Испанские истории», «Слепые и дурачки» (1957). Рассказы, путевые записки, в т. ч. «Путешествие в Алькаррию» (1948).

СЕЛВОН СЭМЮЭЛ

СЕ́ЛВОН (Selvon) Сэмюэл (р. 1923), тринидадский писатель. С 1950 — в Англии. Ром. «Более яркое солнце» (1952), «Остров — это мир» (1955), «Одинокие лондонцы» (1956; 2-е изд. — «Одинокие», 1959), «Я слышу гром» (1963), «Равнины Карони» (1970). Рассказы.

«СЕЛЕСТИНА»

«СЕЛЕСТИНА» - «СЕЛЕСТИ́НА» («Трагикомедия о Калисто и Мелибее», ок. 1492 — 1497), испанский роман-драма. Большинством исследователей автором этого сочинения признан Ф. де Рохас. Дидактические тенденции в «С.» сочетаются с традициями итальянского гуманизма, неоплатоновской философией и ярким реалистическим изображением действительности. Впервые в испанской литературе здесь показана жизнь городских низов. В XVI в. «С.» была переведена на основные европейские языки и породила многочисленные подражания. К «С.» восходит плутовской роман и испанская драма периода её расцвета.

Изд. на рус. яз.: Рохас Ф. де, Селестина. [Предисл. Е. Лысенко], М., 1959.

СЕЛИМОВИЧ МЕХМЕД МЕША

СЕЛИ́МОВИЧ Мехмед Меша (р. 1910—82), сербский писатель, общественный деятель. Чл. СКЮ с 1941. Ром. «Тишины» (1961), «Дервиш и смерть» (филос.; 1969, п. 1978), «Крепость» (филос.; 1970, п. 1974), «Остров» (1974). Сб. рассказов «Первая рота» (1950), «Чужая земля» (1962, п. 1969). Лит. критика. Эссе.

СЕЛИН

СЕЛИ́Н (Céline; наст. имя Луи Фердинан Детуш, Destouches) (1894—1961), французский писатель. Ром. «Путешествие на край ночи» (1932, п. 1934), «Смерть в кредит» (1936), «Марионетки» (1944); повести. Автобиография, хроники «Из замка в замок» (1957), «Север» (1960).

СЕЛЛИРС ЯН

СЕ́ЛЛИРС (Celliers) Ян (1865—1940), поэт ЮАР (на яз. африкаанс). Поэма «Нива» (1908), сб. «Река» (1909). Рассказы.

СЕЛЬВА САЛОМОН ДЕ ЛА

СЕ́ЛЬВА (Selva) Саломон де ла (1893—1959), никарагуанский поэт. Сб. «Тропический город и другие поэмы» (1918, на англ. яз.), «Неизвестный солдат» (1922), «Вспоминая Горация» (1949), «Знаменитая семья» (1954), «Песнь национальной независимости Мексики» (1955), «Акольмиштли и Несауалькойотль» (1958).

СЕЛЬВИНСКИЙ ИЛЬЯ ЛЬВОВИЧ

СЕЛЬВИ́НСКИЙ Илья (Карл) Львович (1899—1968), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1941. Поэмы «Улялаевщина» (1924, опубл. 1927), «Записки поэта» (1927). Ром. в стихах «Пушторг» (1928), «Арктика» (1934—56, опубл. 1957). Пьесы в стихах «Командарм 2» (пост. 1929), «Пао-Пао» (опубл. 1932), «Умка — Белый Медведь» (опубл. 1933); трагедии «Рыцарь Иоанн» (опубл. 1938), «Бабек» (опубл. 1941, позже — «Орла на плече носящий»), «Читая Фауста» (1947, опубл. 1952), «Царевна-Лебедь» (опубл. 1968); драматич. трил. «Россия» («Ливонская война», опубл. 1944; «От Полтавы до Гангута», опубл. 1951, позже — «Царь да бунтарь»; «Большой Кирилл», опубл. 1957). Пьеса «Человек выше своей судьбы» (опубл. 1962). Лирика. Автобиогр. ром. «О, юность моя!» (1966). Стиховедч. исследования (кн. «Студия стиха», 1962).

■ Театр поэта, М., 1965; Избр. произв., Л., 1972; Собр. соч., т. 1—6, М., 1971—74.

● Резник О., Жизнь в поэзии. Творчество Ильи Сельвинского, [3 изд.], М., 1981; О Сельвинском. Воспоминания. [Сб.], М., 1982.

СЕМАНТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМБЕН УСМАН

СЕМБЕ́Н (Sembène) Усман (р. 1923), сенегальский писатель (на франц. яз. и яз. волоф), киносценарист, кинорежиссер, общественный деятель. Ром. «Черный докер» (1956), «Родина моя, прекрасный мой народ» (1957, п. — «Сын Сенегала», 1958), «Божьи деревяшки» (1960, п. — «Тростинки господа бога», 1962), «Харматтан — горячий ветер» (1964, п. 1966), «Хала» (1973), «Последний из империи» (1981). Сб. «Рассказы Вольты» (1962); сб. пов. «Вехи-Чиосане» (1965). Киносценарии, в т. ч. «Человек с тележкой» (1963), «Чернокожая из…» (1966), «Почтовый перевод» (1968, по одноим. пов., 1965, п. 1966), «Эмитай» (1971), «Седдо» (1977).

■ Новые страницы. Рассказы и стихи, М., 1964.

СЕМЁНОВ ГЕОРГИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

СЕМЁНОВ Георгий Витальевич (р. 1931), русский советский писатель. Пов. «К зиме, минуя осень» (1971), «Дней череда» (1972), «Сладок твой мед…» (1974), «Уличные фонари» (1975), «Лошадь в тумане» (1980), «Городской пейзаж» (1983) и др. Ром. «Вольная натаска» (1976). Кн. рассказов «Лебеди и снег» (1964), «Распахнутые окна» (1966), «Луна звенит» (1968) и др.

■ Фригийские васильки, новеллы и повесть, М., 1980; Избранное, Рассказы (1962—1982), М., 1983.

СЕМЁНОВ ЮЛИАН СЕМЁНОВИЧ

СЕМЁНОВ Юлиан Семёнович (р. 1931), русский советский писатель. Ром. «Пароль не нужен» (1965), «Майор Вихрь» (1966—67), «Семнадцать мгновений весны» (1969; одноим. телефильм, 1973), «Бомба для председателя», «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (оба — 1971), «Испанский вариант» (1973), «Альтернатива» (1974), «Третья карта» (1977), «Горение» (1977—78). Пов. «Дипломатический агент» (1959), «При исполнении служебных обязанностей» (1962), «Петровка, 38» (1963), «Дунечка и Никита» (1966), «Исход» (1967), «Он убил меня под Луанг-Прабангом» (1970), «Огарева, 6» (1972), «ТАСС уполномочен заявить» (1979), «Противостояние» (1980), «Приказано выжить» (1983). Киносценарии. Пьесы «Иди и не бойся» (1963), «Шоссе на Большую Медведицу» (1964), «Шифровка для Блюхера» (1966), «Ощупью в полдень» (1969). Рассказы, новеллы, очерки, публицистика.

■ Альтернатива. [Избр. соч.], кн. 1—4, М., 1975; Собр. сочинений, т. 1—5, 1983—1984.

СЕМИНАРИЙ

СЕМИНА́РИЙ (от лат. seminarium — рассадник) в литературоведении, научно-методическое и библиографическое пособие для вузов на определенную литературную тему; предназначен стимулировать самостоятельную творческую работу студентов, используется и в справочно-библиографической работе. Содержит: историографический отчет об изученности темы и очередных задачах ее разработки; перечень проблем для исследований с ориентировочным планом и соответствующей научной, критической и методической литературой. Существуют два основных вида С.: проблемно-тематический (например, «Семинарий по русской литературе», Н. К. Пиксанова) и персональный (например, по Ф. М. Достоевскому — Л. П. Гроссмана).

Жанр С. возник и получил распространение в России в начале XX в. как пособие для групповых, кружковых и практических занятий (семинаров) под руководством преподавателя. Тогда же началась публикация методических и библиографических работ, авторами и издателями которых выступали руководители семинаров, кружков (например, сборники «Пушкинист», т. 1—3, 1914 — 1918, С. А. Венгерова, организатора Пушкинского семинария при Петербургском университете). С. в современном литературоведении приобрел в основном источниковедческое значение.

В. А. Калашников.

СЕМИОТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМПЕР ЙОХАННЕС

СЕ́МПЕР Йоханнес (1892—1970), народный писатель Эстонской ССР (1964). Чл. КПСС с 1940. Автор гимна Эст. ССР. Сб. стихов «Пьеро» (1917), «Следы на песке» (1920), «Пять чувств» (1926), «Колесо ветров» (1936), «Не могу молчать» (1943), «Как бы смог ты жить?» (1958), «Страницы, как листья в ветер» (опубл. 1972). Ром. «Ревность» (1934), «Камень на камень» (1939), «Красные гвоздики» (1955). Пьесы, эссе, воспоминания («Путешествие в прошлое», 1969), путевые очерки.

■ Соч., т. 1—12, Тал., 1962—78 (на эст. яз.); Избр., М., 1976.

СЁМУШКИН ТИХОН ЗАХАРОВИЧ

СЁМУШКИН Тихон Захарович (1900—70), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1952. Ром. «Алитет уходит в горы» (кн. 1—2, 1947—48; Гос. пр. СССР, 1949). Пов. «Чукотка» (кн. 1—2, 1938—40), «Спасение Талеко» (1946; нов. ред. — «Приключения Айвама», 1955). Очерки (сб. «На Чукотке», 1938). Кн. «Угрюм-Север. Встречи, впечатления, рассказы» (1968).

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1970.

СЕНАК ЖАН

СЕНА́К (Senac) Жан (1926—73), алжирский поэт (на франц. яз.). Поэтич. сб. «Стихи» (1954), «Утро родины» (1961), «Граждане красоты» (1967), «Выступ» (1968), «Беспорядки» (1972). Составил «Антологию новой алж. поэзии» (1971).

СЕНАНАЯКЕ Г. Б.

СЕНАНА́ЯКЕ Г. Б. (р. 1903), шриланкский писатель (на сингал. яз.). Сб-ки рассказов.

СЕНАНКУР ЭТЬЕНН ПИВЕРДЕ

СЕНАНКУ́Р (Sénancour) Этьенн Пиверде (1770—1846), французский писатель. Ром. «Оберман. Письма, изданные г. Сенанкуром» (1804, п. отрывков 1847), «Альдомен, или Счастье в безвестности» (1795, опубл. под псевд. Пивер). Филос. кн. «Раздумья об изначальной природе человека» (1799). Лит. публицистика.

■ Оберман, М., 1963. Le Gall B., L’imaginaire chez Sénancour, t. 1—2, P., 1966 (Diss.) (лит.).

СЕНГА-КЮО ФРАНСУА

СЕНГА́-КЮО́ (Sengat-Kuo) Франсуа (р. 1931), камерунский поэт (на франц. яз.), общественный деятель. Сб. «Цветы на латерите» (1954, 2 изд., 1971) и «Багряные часы» (1957; 2 изд., 1971).

СЕНГОР ЛЕОПОЛЬД СЕДАР

СЕНГО́Р (Senghor) Леопольд Седар (р. 1906), сенегальский поэт (на франц. яз.), философ, государственный и политический деятель. Ген. секретарь Социалистич. партии Сенегала (1959—80), президент Респ. Сенегал (1960—80). Сб. стихов «Песни в сумраке» (1945), «Черные жертвы» (1948), «Песни для Наэтт» (1949), «Эфиопские мотивы» (1956), «Ноктюрны» (1961), «Осенние письма» (1973). Драматич. поэма «Чака» (1949); лирич. поэма «Элегия ветрам» (1969). Сб. «Поэмы» (1974); «Антология новой негритянской и мальгашской поэзии» (1948). Кн. по афр. культуре.

■ Песнь ночи и солнца. Избр. стихи, М., 1965; Избр. лирика, М., 1969.

СЕНЕГАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕНЕКА МЛАДШИЙ

СЕ́НЕ́КА (Seneca) Младший, Луций Анней (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.), римский писатель, философ-стоик, политический деятель. Воспитатель и ближайший советник имп. Нерона (54—62). Обвиненный в заговоре, по его приказу покончил с собой. Филос. соч. «Письма к Луцилию», трактаты («О благодеяниях», «О милосердии», «О гневе» и др.). Трагедии в стихах «Медея», «Эдип», «Фиест», «Федра» и др. (п. 1932). Принадлежность С. памфлета «Отыквление» (или «Сатира на смерть имп. Клавдия», п. 1891) сомнительна. С. — герой поэмы А. Н. Майкова «Три смерти».

■ Антич. драма, М., 1970; Нравственные письма к Луцилию, М., 1977; Трагедии, М., 1983.

СЕН-ЖОН ПЕРС

СЕН-ЖОН ПЕРС (Saint-John Perse; наст. имя Алекси Леже, Leger) (1887—1975), французский поэт и дипломат. Поэма «Хвалы» (1911), «Анабасис» (1924), «Поэма чужестранке» (1943), «Дожди», «Снега» (обе — 1944), «Ориентиры» (1957), «Хроника» (1960), «Птицы» (1963), «Песнь равноденствия» (1971) и «Засуха» (1974). Циклы стихов «Изгнание» (1942), «Ветры» (1946). Ноб. пр. (1960).

■ [Стихи], в кн.: Зап.-европ. поээия XX в., М., 1977; Избр., М., 1983.

СЕНКЕВИЧ ГЕНРИК

СЕНКЕ́ВИЧ (Sienkiewicz) Генрик (1846—1916), польский писатель. Ист. трилогия «Огнем и мечом» (1883—84), «Потоп» (1884—86), «Пан Володыёвский» (1887—88); ром.-эпопея «Quo vadis?» («Камо грядеши?», 1894—96); романы «Крестоносцы» (ист.; 1897—1900), «Легионы» (ист.; 1913—14, не закончен), «Без догмата» (1889—90), «Семья Полонецких» (1893—94). Повести и рассказы (в т. ч. «Янко-музыкант», 1879). Кн. «Письма из путешествия» (о США; 1876—78, п. 1894). Ноб. пр., 1905.

■ Собр. соч., т. 1—16, М., 1914; Собр. соч. в 9-ти тт., т. 1—2—, М., 1983—; Повести и рассказы, М., 1957; Янко-музыкант. Рассказы, М., 1974.

● Горский И. К., историч. роман Сенкевича, М., 1966.

СЕНКОВСКИЙ ОСИП ИВАНОВИЧ

СЕНКО́ВСКИЙ Осип (Юлиан) Иванович (псевд. Барон Брамбеус; 1800—58), русский писатель, журналист, востоковед. «Восточные», светские, бытовые, сатирич. пов. («Фантастические путешествия Барона Брамбеуса», 1833; «Похождения одной ревизской души», «Предубеждение», обе — 1834; «Идеальная красавица», 1841—44), путевые очерки («Отрывки из путешествия по Египту, Нубии и Верхней Эфиопии», 1820—21). Публицистич. и критич. статьи («Незнакомка», «Большой выход у Сатаны», обе — 1833; «Брамбеус и юная словесность», 1834), статьи в «Энциклопедическом лексиконе» Плюшара. Работы по истории, этнографии, филологии мусульм. Востока, переводы араб. классиков.

■ Собр. соч., т. 1—9, СПБ, 1858—59. Каверин В. А., Барон Брамбеус, М., 1966.

СЕН-ЛАМБЕР ЖАН ФРАНСУА

СЕН-ЛАМБЕ́Р (Saint-Lambert) Жан Франсуа, маркиз де (1716—1803), французский поэт. Описат. поэма «Времена года» (1769); послания, мадригалы. Сб. сказок и новелл «Абенаки и Зимео» (1769); кн. «Восточные басни» (1772, п. 1779). Филос. соч. «Основания нравов у народов мира, или Всеобщий катехизис» (1798); статьи в «Энциклопедии» Д. Дидро.

СЁННЕРБЮ КНУД

СЁННЕРБЮ, Сёндербю (Sønderby) Кнуд (1909—66), датский писатель. Ром. «В эпоху джаза» (1931), «Встречаются двое» (1932), «Лишняя женщина» (1935), «Холодное пламя» (1940), «Невидимая армия» (1945). Пьеса «Восстание женщин» (1955). Эссе. Очерки.

СЕНО ГАНДИЯ МАНУЭЛЬ

СЕ́НО ГАНДИ́Я (Zeno Gandía) Мануэль (1855—1930), пуэрториканский писатель. Цикл романов «Хроники больного мира»: «Лужа» (1894), «Куница» (1896), «Коммерция» (1922), «Искупающие вину» (1925).

СЕНТ-БЁВ ШАРЛЬ ОГЮСТЕН

СЕНТ-БЁВ (Sainte-Beuve) Шарль Огюстен (1804—69), французский критик и поэт. Кн. стихов «Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма» (1829) и др.; ром. «Сладострастие» (1834). Сб. «Литературно-критические портреты» (ч. 1—5, 1836—39); лит.-критич. статьи в журналах, составившие многотомные серии «Беседы по понедельникам» (1851—62), «Новые понедельники» (1863—70). Кн. «Исторический и критический обзор французской поэзии и французского театра XVI века» (1828), «Пор-Руаяль» (ч. 1—5, 1840—59), «Шатобриан и его литературная группа в период Империи» (1861).

■ Лит. портреты. Критич. очерки, М., 1970.

● Пушкин А. С., Vie, poésies et pensées de Joseph Delorme…, Полн. собр. соч. в 10 тт., т. 7, Л., 1978, с. 162; Bonnerot J., Bibliographie de l’oeuvre de Sainte-Beuve, t. 1—3, P., 1937—52; Fayolle R., Sainte-Beuve et le XVIII siècle, P., 1972 (лит.).

СЕНТЕНЦИЯ

СЕНТЕ́НЦИЯ (от лат. sententia — мнение, суждение), вид афоризма, краткое общезначимое изречение, преимущественно морального содержания, в изъявительной или повелительной форме («мера важнее всего», «познай самого себя» — С. легендарных «семи греческих мудрецов»); часто украшено параллелизмом, антитезой, стилистическими фигурами повторения и пр. Занимает промежуточное положение между безымянной фольклорной пословицей и индивидуализированным авторским афоризмом; при усилении философского содержания сближается с гномой, дидактического — с максимой, а будучи вписана в конкретную ситуацию, становится апоф(т)егмой или хрией. Усердно использовалась в литературе античности, Возрождения и классицизма (в т. ч. для заострения концовки, кульминации и т. п.).

М. Л. Гаспаров.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ АНТУАН ДЕ

СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ́ (Saint-Exupéry) Антуан де (1900—44), французский писатель, воен. летчик. Ром. «Южный почтовый» (1929), «Ночной полет» (1931), «Земля людей» (1939, п. 1957). Пов. «Военный летчик» (1942), «Письмо заложнику» (1943); аллегорич. сказка «Маленький принц» (1943, п. 1963). Незавершенная филос. кн. «Цитадель» (изд. 1948). Кн. воен. «Военные записки. 1939—1944 гг.» (изд. 1983).

■ Соч., М., 1964; Планета людей. Маленький принц, К., 1976.

● Мижо М., Сент-Экзюпери, М., 1963; Антуан де Сент-Экзюпери. Библиографич. указатель, М., 1966; Буковская А., Сент-Экзюпери, или Парадоксы гуманизма, пер. с польск. яз., М., 1983.

СЕНЧЕНКО ИВАН ЕФИМОВИЧ

СЕ́НЧЕНКО Иван Ефимович (1901—75), украинский советский писатель. Сб. рассказов «Дубовые гряды» (1929), «Коммуна» (1932), «Новеллы» (1940), «Рубин на Соломянке» (1957), «На Батыевой горе» (1960), «Путешествие в Красноград» (1973). Ром. «Металлисты» (1932), «Накануне» (1938), «Его поколение» (1947). Очерки; рассказы и повести для детей.

■ Избр. соч., т. 1—2, К., 1971 (на укр. яз.); Вишневый листок. Рассказы, М., 1967.

СЕПЕДА ВАРГАС МАНУЭЛЬ

СЕПЕ́ДА ВА́РГАС (Cepeda Vargas) Мануэль (р. 1930), колумбийский поэт.

СЕРАЛИН МУХАМЕДЖАН

СЕРАЛИ́Н Мухамеджан (1872—1929), казахский советский писатель. Чл. КПСС с 1919. Поэмы «Топжарган» (1900), «Гулькашима» (1903). Рассказы, стихи, статьи.

СЕРАО МАТИЛЬДА

СЕРА́О (Serao) Матильда (1856—1927), итальянская писательница и журналистка. Сб. новелл «Опал» (1878), «Добродетель Кеккины» (1884). Ром. «Слабое сердце» (1881), «Фантазия» (1883, п. 1886), «Завоевание Рима» (1885), «Волшебная страна изобилия» (1890), «Прощай, любовь!» (1890, п. 1890), «Балерина» (1899). Очерки «Трущобы Неаполя» (1884).

■ Собр. соч., т. 1—6, М., 1910—1911.

СЕРАПИОН ВЛАДИМИРСКИЙ

СЕРАПИО́Н ВЛАДИ́МИРСКИЙ (? — 1275), русский писатель и проповедник, архимандрит Киево-Печерского монастыря, с 1274 епископ владимирский. До нас дошло пять слов-проповедей (четыре составлены во Владимире, 1274—75; одно — «О казнех божиих и о ратех», — вероятно, после разгрома Киева Батыем в 1239—40). Возможно, «Поучение к попом» (1274—75).

■ Петухов Е., Серапион Владимирский, рус. проповедник XIII в., СПБ, 1888, Приложение; «Слова»…, в кн.: ПЛДР. XIII в., М., 1981.

● Колобанов В. А., О Серапионе Владимирском как возможном авторе «Поучения к попам», «ТОДРЛ», 1958, т. 14.

«СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ»

«СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ» - «СЕРАПИО́НОВЫ БРА́ТЬЯ» (по названию кружка друзей в одноименном романе Э. Т. А. Гофмана), литературная группа, основана 1 февраля 1921 в Петрограде при «Доме искусств». В нее входили И. А. Груздев, М. М. Зощенко, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, Л. Н. Лунц, Н. Н. Никитин, Е. Г. Полонская, М. Л. Слонимский, Н. С. Тихонов, К. А. Федин. Регулярно, по субботам, они собирались для чтения и обсуждения своих произведений. Собрания проходили в атмосфере строгой взыскательности, в острых, принципиальных спорах об искусстве. Единственный совместный сборник — «Серапионовы братья» (П., 1922; с доп. — Берлин). К середине 20-х гг. рабочие встречи «С. б.» становятся эпизодическими, хотя и продолжаются вплоть до 1929. Стремясь к художественному воплощению современности, «С. б.» не чуждались эксперимента, нередко навлекая на себя обвинения в формализме, много внимания уделяли естественному для молодых писателей освоению технологии искусства в самом широком диапазоне: от русского психологического романа до остросюжетной прозы Запада. Отвечая на критику, они нарочито подчеркивали свою аполитичность, заявляли, что тенденция безразлична искусству и т. п. Все это объяснялось главным образом издержками полемики и существенно не затрагивало собственного творчества «С. б.». Уже в начале 20-х гг. в «Партизанских повестях» Иванова, романтических балладах Тихонова, сатирических рассказах Зощенко, романе Федина «Города и годы», в ряде других произведений писателей-«серапионов» революционная эпоха нашла самобытное и разностороннее отражение.

Литература:

Горький М., Группа «Серапионовы братья», в кн.: Лит. наследство, т. 70, М., 1963, с. 561—63; Федин К., Горький среди нас. Картины лит. жизни, М., 1977; Каверин В., Освещенные окна, М., 1978, с. 406—544.

В. В. Радзишевский.

СЕРАФИМОВИЧ АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ

СЕРАФИМО́ВИЧ (наст. фам. Попов) Александр Серафимович (1863—1949), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1918. Ром. «Город в степи» (1912), «Железный поток» (1924). Пов. «Пески» (1908). Рассказы «На льдине» (1889), «Маленький шахтер» (1895), «Бегство» (1898), «Ночная поездка» (1900), «Лихорадка» (1903), «Среди ночи», «На Пресне», «Погром» (все — 1906), «У обрыва», «Оцененная голова» (оба — 1907), «Шрапнель» (1915), «Фетисов курень» (1916). Очерки (кн. «По донским степям», 1931). Пьесы «Марьяна» (1923), «Именины в 1919 году» (1924). Статьи о лит-ре. Гос. пр. СССР, 1943.

■ Собр. соч., т. 1—7, М., 1959—60; Собр. соч., т. 1—4, М., 1980.

● Куриленков В., А. С. Серафимович, М., 1959; Ершов Г. А., Серафимович. Страницы жизни, борьбы и творчества, М., 1982; Чал мае в В. А., Серафимович. Неверов, М., 1982; Воспоминания современников об А. С. Серафимовиче, М., 1977.

СЕРАЯ СОВА

СЕ́РАЯ СОВА́ (Grey Owl, по-индейски Вэша-Куонэзин) (наст. имя Джордж Стэнсфелд Белани, Belaney) (1888—1938), канадский писатель-анималист (на англ. яз.). Кн. «Саджо и ее бобры» (1935, п. 1958), «Люди с последней границы» (1931), «Дерево» (1937). Автобиография «Лесные странники» (1934).

● Пришвин М., Серая Сова, М., 1971.

СЕРБОЛУЖИЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРБОЛУ́ЖИЦКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература лужицких сербов (лужичан) — западнославянской народности, проживающей в ГДР. Охватывает письменность на двух лужицких литературных языках: верхне- и нижнелужицком. Древнейший сохранившийся памятник — «Будишинская присяга» (начало XVI в.). Становление С. л. связано с национальным возрождением лужицких сербов (40—70-е гг. XIX в.). Основоположник национальной С. л. — Г. Зейлер. На рубеже XIX—XX вв. выделяется творчество Я. Барта-Чишинского, Я. Вели-Радысерба, М. Косыка и др. В это время наиболее распространены стихотворные жанры и рассказы. После 2-й мировой войны 1939 — 1945 получили развитие роман и драма. В современной С. л., являющейся неотъемлемой частью социалистической литературы ГДР (см. Германской Демократической Республики литература), выделяется творчество Ю. Брезана, Марии Кубашец, Ю. Коха, К. Лоренца.

Литература:

Трофимович К.,Моторний В., Нариси з iсторiï серболужицькоï лiтератури, Львiв, 1970; Jenč R., Stawizny serbskeho pismowstwa, dl 1—2, Budyšin, 1954 — 1960; Serbski biografiski slownik, Budyšin, 1970; Kaltšmit H., Leksikon awtorow serbskich knichow, Budyšin, 1979.

В. А. Моторний.

СЕРБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕРВАНТЕС СААВЕДРА МИГЕЛЬ ДЕ

СЕРВА́НТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (1547—1616), испанский писатель. Служил солдатом с 1560, в 1575 захвачен в плен пиратами и продан в рабство, в 1580 выкуплен миссионерами. Трагикомич., пародийный ром. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (ч. 1—2, 1605—15), пасторальный ром. «Галатея» (1585), авантюрный ром. «Странствия Персилеса и Сихизмунды» (опубл. 1617). «Назидательные новеллы» (1613). Трагедия «Нумансия» и еще ок. 30 пьес. В России С. переводится со 2-й пол. 18 в.

■ Собр. соч., т. 1—5, М., 1961; Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский, т. 1—2, М., 1979.

● Державин К. Н., Сервантес, М., 1958; Франк Б., Сервантес, М., 1960; Диас-Плаха Г., От Сервантеса до наших дней, М., 1981; Умикян А. Д. [сост.], Мигель де Сервантес; библиография рус. переводов и критич. лит-ры на рус. яз. 1763—1957, М., 1959.

СЕРВИС РОБЕРТ УИЛЬЯМ

СЕ́РВИС (Service) Роберт Уильям (1874—1958), канадский поэт (на англ. яз.). Сб. поэзии «Чары Юкона» (1907), «Ритмы перекати-поля» (1912), «Ритмы санитара Красного креста» (1916). Ром. «Процесс 98-го года» (1910). Автобиогр. кн. «Лунный пахарь» (1945) и «Небесный арфист» (1948).

СЕРГЕЕВ МАРК ДАВИДОВИЧ

СЕРГЕ́ЕВ (наст. фам. Гантваргер) Марк Давидович (р. 1926), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1954. Кн. стихов «Спасибо вам, люди!» (1958), «Шпалы» (1964), «Вступление в осень» (1967), «Связь времен» (1980) и др. Поэмы «Московский тракт» (1967), «Коммунисты» (1971). Пов. «Сибирь, в которой я живу» (1962), «Сибирские злоключения арапа Петра Великого» (1970), «Несчастью верная сестра» (кн. 1—2, 1974—79). Кн. рассказов и очерков «Граница времени» (1959). Повести («Волшебная калоша», 1958; «Машина времени Кольки Спиридонова», 1964, и др.) и книжки стихов для детей. Кн. о поэзии «Души прекрасные порывы» (1968). Переводы. Статьи.

■ Стихотворения, Новосиб., 1976. Марк Давидович Сергеев. Биобиблиогр. указатель, Иркутск, 1973.

СЕРЕБРЯКОВА ГАЛИНА ИОСИФОВНА

СЕРЕБРЯКО́ВА Галина Иосифовна (1905—1980), советская русская писательница. Чл. КПСС с 1919. Трил. «Прометей» — ром. «Юность Маркса» (кн. 1—2, 1933—34), «Похищение огня» (кн. 1—2, 1959—60), «Вершины жизни» (1962). Ром. «Предшествие» [о Ф. Энгельсе] (1965), «Из поколения в поколение» (кн. 1—2, 1970—71). Кн. новелл «Женщины эпохи французской революции» (1929), «О других и о себе» (1968). Биогр. кн. «Карл Маркс» (1962), «Маркс и Энгельс» (1966). Кн. очерков «Пестрая Бухара» (1928), «Рикша» (1931), «Очная ставка. Картины английской жизни» (1933). Мемуарная книга «Странствия по минувшим годам» (1963).

■ Собр. соч., т. 1—5, М., 1967—69; Собр. соч., т. 1—6, М., 1977—80.

СЕРЕМБЕ ЗЕФ

СЕРЕ́МБЕ (Serembe) Зеф (полн. имя Джузеппе) (1843—1901), албанский поэт.

СЕРЕНАДА

СЕРЕНА́ДА (франц. sérénade, итал. serenata, от sera — вечер), вечерняя приветственная песня, приглашающая на свидание. Развивалась из серены — «вечерней песни» провансальских трубадуров на тему запретной любви, аналогичной «утренней» альбе. Твердых форм С. не выработала. В литературе нового времени бытует как текст, рассчитанный на музыкальное сопровождение.

СЁРЕНСЕН ВИЛЛИ

СЁРЕНСЕН (Sørensen) Вилли (р. 1929), датский писатель-сатирик. Сб. «Странные рассказы» (1953), «Нестрашные рассказы» (1955), «Рассказы об опеке» (1964). Лит.-критич. эссе, в т. ч. «Творчество Кафки» (1968).

СЕРПА ЭНРИКЕ

СЕ́РПА (Serpa) Энрике (1899—1968), кубинский писатель, дипломат. Сб-ки рассказов «Фелиса и я» (1937), «Праздничная ночь» (1951). Ром. «Контрабанда» (1938), «Ловушка» (1956). Сб. стихов «Мед часов» (1925).

СЕТОН-ТОМПСОН ЭРНЕСТ

СЕ́ТОН-ТО́МПСОН (Seton Thompson) Эрнест (1860—1946), канадский писатель-анималист (на англ. яз.). Кн. «Жизнь лугового тетерева» (1883), «Дикие животные, которых я знал» (1898), «Жизнь тех, на кого охотятся» (1901), «Биография гризли» (1900), «Биография серебристой лисицы» (1909), «Книга о лесе» (1912), «Жизнь диких животных» (т. 1—8, 1925—27).

■ Полн. собр. соч., т. 1—10, М., 1910; Рассказы о животных, М. 1966.

СЕФЕРИС ЙОРГОС

СЕФЕ́РИС (наст. имя Сефериадис) Йоргос (1900—71), греческий поэт, дипломат. Лирич. сб. «Поворот» (1931), «История в мифах» (1935), «Книга опытов» (1940), «Вахтенный журнал I» (1940), «Вахтенный журнал II» (1944), «Вахтенный журнал III» (1955), «Три сокровенных поэмы» (1966). Поэмы «Цистерна» (1932), «Кихли» (1947). Эссе. Ноб. пр. (1963).

■ Соч., в кн.: Зап.-европ. поэзия XX в., М., 1977.

СИ МОХАНД

СИ МОХА́НД (ок. 1843 — ок. 1906), алжирский поэт. Слагал на кабильском яз. Сб. «Книга кабильской поэзии» (1904), «Поэмы Си Моханда» (изд. 1960) — изд. на франц. яз.

«СИБИРСКИЕ ОГНИ»

«СИБИРСКИЕ ОГНИ» - «СИБИ́РСКИЕ ОГНИ́», литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган СП РСФСР и Новосибирской писательской организаци. Издается в Новосибирске с 1922.

«СИБИРЬ»

«СИБИРЬ» - «СИБИ́РЬ», литературно-художественный и общественно-политический журнал. Орган Иркутской и Читинской писательских организаций. Издается в Иркутске с 1930 шесть раз в год.

СИБУРАПА

СИБУРАПА́ (наст. имя Кулаб Сайпрадит) (1905—75), таиландский писатель, общественный деятель. Сб-ки рассказов. Ром. «Оборотная сторона» (1938), «Лицом п. будущее» (1955, п. 1958).

СИВЕРТС ПЕР СИГФРИД

СИ́ВЕРТС (Siwertz) Пер Сигфрид (1882—1970), шведский писатель. Ром. «Пираты с озера Меларен» (1911), «фланер» (1914), «Селямбы» (т. 1—2, 1920, п. 1928), «Универсальный магазин» (1926, сокр. п. 1927), «Иона и дракон» (1928). Стихи, новеллы, пьесы.

СИВЛЕ ПЕР

СИ́ВЛЕ (Sivle) Пер (Педер) (1857—1904), норвежский писатель. Сб. стихов «Мечта поэта, посвященная духу времени» (1878), «Норвегия. Национальные стихи» (1894), «Голос скальда» (1896), «Песня Улава» (1901). Ром. «Стачка» (1881, изд. 1891). Сб. рассказов для детей «Саги» (1887), «Рассказы из Боссы» (1887), «Рассказы Сивле» (1895) и др.

СИВЦЕВ ДМИТРИЙ КОНОНОВИЧ

СИ́ВЦЕВ Дмитрий Кононович (псевд. Суорун Омоллон) (р. 1906), народный писатель Якутской АССР (1967), театр. деятель. Чл. КПСС с 1967. Пьесы «Лежебока» (1926), «Кузнец Кюкюр» (1932), «Сайсары» (1943), «Перед восходом» (1970) и др. Либретто муз. драм. Сб. рассказов «Никус» (1959).

■ Избр., т. 1—2, Якутск, 1966—67 (на якут. яз.).

● Нар. писатель Суорун Омоллоп. Биобиблиографич. указатель, Якутск, 1973.

СИГА НАОЯ

СИ́ГА Наоя (1883—1971), японский писатель. Ром. «Путь в ночном мраке» (1921—22). Пов. «Примирение» (1917). Рассказы, в т. ч. «Кунико» (1927), «Пепельная луна» (1946).

● Алексеев В. П., Сига Наоя. Библиографич. указатель, М., 1981.

СИГУРДССОН ОУЛАВЮР ЙОУХАНН

СИ́ГУРДССОН, Сигюрдссон (Sigurdsson) Оулавюр Йоуханн (р. 1918), исландский писатель. Сб. рассказов «У лебединого озера» (1934), «На перепутье» (1955). Ром. и пов. «Тени хутора» (1936), «Ведет ли путь туда» (1940), «Гора и мечта» (1944), «Игра красок земли» (1947, п. 1961), «Земля весенних заморозков» (1951), «Гнездо» (1972). Стихи.

СИГУРЙОУНССОН ЙОУХАНН

СИ́ГУРЙОУНССОН, Сигюрйоунссон (Sigurjonsson) Йоуханн (1880—1919), исландский драматург. Писал на исл. и дат. яз. Пьесы «Доктор Рунг» (1905), «Горный Эйвинд и его жена» (1911), «Желание» (1915), «Лжец» (1917).

СИДЖО

СИДЖО́, жанр средневековой корейской поэзии, небольшое трехстрочное стихотворение. Строка С. распадается на два полустишия, каждое из которых состоит из двух стоп (3- и 4-сложных), за исключением пятого, как правило, трехстопного, где начальная стопа всегда 3-сложная. Стопа — обычно смысловая единица, объединяющая группу слогов (от 2 до 7) синтаксически и мелодически. Рифма в ряде С. «эмбриональная». В композиционном построении С. заметны традиции хянга. Разновидности С. — регулярные, циклические, объединенные тематически, и длинные, или повествовательные (с более свободной формой стиха). С. пелись; в антологиях располагались по типам мелодий, на которые они исполнялись. С. возникли на рубеже XIV—XV вв.; их расцвет — XVI—XVIII вв.; распространен и в современной литературе. С. писали Чон Чхоль, Пак Инно, Юн Сондо и др.

Литература:

Никитина М., Средневек. кор. поэзия в жанрах сичжо и чанъ-сичжо, «Вост. альманах», в. 2, М., 1958.

Л. Р. Концевич.

СИДИБЕ МАМБИ

СИДИБЕ́ (Sidibé) Мамби, современный малийский писатель, фольклорист (на франц. яз.). Запись эпоса «Сундьята Кейта, исторический и легендарный герой, император мандинго» (1937); сб. «Сказки саванны» (1950).

СИДКИ НАДЖАТИ

СИ́ДКИ Наджати (1-я пол. 20 в.), арабский палестинский новеллист.

СИКЕЛИАНОС АНГЕЛОС

СИКЕЛИАНО́С, Сикелянос, Ангелос (1884—1951), греческий поэт. Цикл стихов «Пролог жизни» (1915—17), лирич. сб. «Пасха греков» (1919), «Дельфийское слово» (1927), «Святой путь» (1935), «Просфора» (1943). Драма «Сивилла» (1940), лирич. пьесы «Христос в Риме» (1946), «Смерть Дигениса» (1947).

■ Соч., в кн.: Зап.-европ. поэзия ХХв., М., 1977.

СИКИТЭЙ САМБА

СИКИТЭ́Й Самба (наст. имя Кикути Тасукэ) (1776—1822), японский писатель. Шуточные рассказы (сярэбон); юмористич. повести (коккэйбон) «Общественная баня» (1809—12), «Общественная цирюльня» (1812—14).

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. syllabē — слог), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу слогов (изосиллабизм). Стихи различаются 4‑сложные, 5‑сложные и т. д.; в стихах свыше 8‑сложных обычно бывает цезура, делящая стих на более короткие полустишия. Т. о., в основе С. с. лежит ритм словоразделов (цезур и стихоразделов); для подкрепления ритмического ожидания конец стиха или полустишия часто подкрепляется упорядоченным расположением долгот (например, в индийском шлоке) или ударений (например, в русском стихе А. Д. Кантемира). Распространяясь постепенно на весь стих, эта упорядоченность может повести к переходу С. с. в метрическое стихосложение или в силлабо-тоническое стихосложение. Устойчивее всего С. с. держится в языках с нефонологическим (см. Фонология) ударением (где фиксированное ударение в начале или конце слова служит лишь дополнительной приметой словораздела), но в целом распространено гораздо шире. Силлабическим является древнейшее стихосложение восточных групп индоевропейских языков: ведийское, авестийское, народное прибалтийское и славянское (здесь оно сохранилось в сербохорватском 10‑сложнике, в чешском и болгарском 8‑сложнике, тогда как на русской почве оно перешло в тоническое народное стихосложение; см. Народный стих). В романских языках С. с. развилось из метрического античного стихосложения, когда в латинском языке утратилась разница между долгими и краткими слогами: из ямбического триметра вышли французский 10‑сложник и итальянский 11‑сложник, из трохаического полутетраметра — испанский 8‑сложник, из ямбического диметра амброзианских гимнов — французский 8‑сложник и, может быть, 12‑сложник (александрийский стих). В германских языках С. с. держалось редко и недолго (например, в стихе мейстерзингеров), переходя в силлабо-тоническое. В западнославянских языках С. с. закрепилось прежде всего в виде 8‑сложника (сочетание романской и народной традиций), затем из латинского триметра в польской поэзии развился 11‑сложник, а из латинского «вагантского стиха» (7+6 слогов, дериват тетраметра) — 13‑сложник. В русское стихосложение С. с. перешло из польского в середине XVII в. и держалось до силлабо-тонической реформы В. К. Тредиаковского — М. В. Ломоносова (1735 — 1743), а на литературной периферии — еще дольше; основными размерами были те же восьмисложник, одиннадцатисложник и тринадцатисложник, но в песенных жанрах употреблялись и гораздо более сложные силлабические строфы.

М. Л. Гаспаров.

Предыдущая страница Следующая страница