Наши партнеры

Сигнальные цокольные лампы p21 для авто

Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПAB"-"ПЕД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПAB"-"ПЕД")

ПABЛЕНКОВ ФЛОРЕНТИЙ ФЁДОРОВИЧ

ПABЛЕНКОВ ФЛОРЕНТИЙ ФЁДОРОВИЧ - [8(20).10.1839, Тамбовская губ., - 20.1(1.2).1900, Ницца, похоронен в Петербурге], книгоиздатель. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию (1861). Служил в Киевском и Брянском арсеналах. Выйдя в отставку (1866), открыл в Петербурге книжный магазин и занялся издат. и книгопродавч. деятельностью. Одну из первых книг выпустил в 1865 («Полный курс физики» А. Гано в собств. пер. с франц.). За попытку издания соч. Д. И. Писарева (к-рый был узником Петропавловской крепости) подвергся в 1867-69 судебному преследованию, был оправдан, но в 1868 арестован за речь на похоронах Писарева и сбор средств ему на памятник и заключён в Петропавловскую крепость; в 1869 выслан в Вятскую губ., где провёл 10 лет.

В ссылке составил «Наглядную азбуку для обучения и самообучения грамоте» (1873), выдержавшую 22 изд., и сб. публицистич. статей «Вятская незабудка» (1877) - памятную книжку Вятской губ. на 1878, также вызвавшую судебные преследования. В 1877 вернулся в Петербург, в 1880 вновь арестован и выслан в Зап. Сибирь в Ялуторовск. Освобождён в 1881.

Издавал книги: рус. писателей - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Решетникова, Г. И. Успенского, В. Г. Белинского (4 изд.), Д. И. Писарева (6 изд.), Н. В. Шелгунова; произв. классиков зап.-европ. лит-ры - В. Гюго, Ч. Диккенса; книги для детей, в т. ч. серии «Пушкинская б-ка», «Гоголевская б-ка», «Лермонтовская б-ка», «Сказочная б-ка», и др., науч.-популярную лит-ру отеч. и заруб. авторов по физике, астрономии, зоологии, ботанике, социологии и др. Подготовил первое в России Собр. соч. А. И. Герцена (вышло после смерти П.). К кон. 80-х гг. издал знаменитую серию «Биографическая библиотека, или Жизнь замечательных людей» (200 биографий с портретами), науч.-популярную б-ку, «Б-ку полезных знаний» (по прикладным наукам и иск-ву). Широкую известность приобрёл однотомный энци-клопедич. словарь П. (Петербург, 1899). Всего издал 750 назв. тиражом св. 3,5 млн. экз. Свой капитал завещал нар. б-кам и фонду писателей. Изд-во П. существовало до 1917.

Лит.: Черкасов В. Д., Ф. Ф. Пав-ленков. (Отрывки из воспоминаний), СПБ, 1907; Рассудовская H. M., Издатель Ф. Ф. Павленков, М., 1960; Барыкин В. Е., Ф. Ф. Павленков и Д. И. Писарев, в кн.: Журналистика и лит-ра, М., 1972; Горбунов Ю. А., «Наглядная азбука» Ф. Павлен-кова, в сб.: Книжное дело в России во второй пол. XIX -нач. XX в., в. 2, Л., 1986.

В. Е. Барыкин.

ПАБЛИК СКУЛЗ

ПАБЛИК СКУЛЗ (Public schools), частные привилегиров. ср. школы в Великобритании, сохраняющие аристократич. традиции. Назв. «паблик скулз» («обществ. школы») в 19 в. распространилось на группу т. н. классических грамматических школ с интернатами для мальчиков, поступавших в них из разл. графств. Условием поступления в П. с. стала высокая плата за обучение. Исключение делалось и делается в наст. время для одарённых детей из бедных слоев населения. Определяющее значение для становления П. с. имела деятельность Т. Ар-нолда (2-я четв. 19 в.). Введённая им в школе Регби система нравств. воспитания, уделявшая осн. внимание формированию качеств лидеров, была принята в других П. с. и сохранилась в совр. школах этого типа. Одновременно с делением на уч. классы по возрастам П. с. были разделены на «дома» (пансионаты), объединяющие школьников разных возрастов, где воспитат. функции выполняет не только учитель, но и гл. обр. сами ученики. Развилось ученич. самоуправление - общешк. префекты (старосты), избираемые из числа учеников, наделялись властью и правом решать большинство вопросов шк. жизни во всех её сферах. Значит. место отводилось религии и спорту как воспитат. средствам. Осн. задачей П. с. стала подготовка учащихся к продолжению образования в элитарных Оксфордском и Кембриджском ун-тах и воспитание подавляющего большинства будущих гос. деятелей, полит., военных и дипломатич. лидеров и высш. духовенства. Положение П. с. было закреплено законодательно в 1868. Кроме расширения классич. программ за счёт математики, естеств.-науч. дисциплин, новых языков и др. общеобразоват. предметов акт 1868 предусматривал создание пост, конференции директоров П. с., что способствовало их окончат, обособлению от грамматич. школ. Со 2-й пол. 19 в. число П. с. стало расти: в 1902 их насчитывалось 64; к 1937 - 130, где обучалось примерно 50 тыс. мальчиков. Помимо мужских существовали женские П. с., в к-рых также обучалось 5-6% мальчиков. В 30-40-х гг. не менее половины студентов ведущих англ. ун-тов были выпускниками П. с. В послевоенный период обсуждения шк. реформы радикальные круги предлагали ликвидировать П. с., но результатом дискуссий явилось только требование предоставлять в них 25% бесплатных мест учащимся гос. школ (Акт об образовании, 1944).

Классовая исключительность, высокая плата за обучение, приверженность традициям в изв. мере остаются отличит, чертами П. с. Однако в совр. условиях важное место имеет ориентировка выпускников на работу в пром-сти и науке, в содержание уч. планов введены программирование и микроэлектроника. К сер. 90-х гг. 20 в. в Великобритании численность П. с. существенно не изменилась, однако они, как и прежде, продолжают оставаться своеобразными пед. и дидактич. эталонами для подражания как в своей стране, так и за рубежом. наиб. известностью пользуются 9 ари-стократич. («великих») П. с.: Винчестер (осн. в 1378), Итон (1441), Шрусбери (1551), Вестминстер (1566), Регби (1567), Харроу (1571), Школа Св. Павла (16 в.), Школа об-ва портных (16 в.), Чартерхаус (1609).

Лит.: МарцинковскийИ. Б., Англ. паблик скулз, Таш., 1966; Snow G. The public schools in the new age, L., 1959; G a thorne-Hardy J., The public school phe-nomenon, L., 1977; Harmondsworth, 1979; R a e J., The public school revolution. Britains inde-pendent schools 1964-1979, L. - Boston, 1981; McConnel J., English public schools, Norton, 1985. И. Б. Марцинковский.

ПАВЛИК ОНДРЕЙ

ПАВЛИК ОНДРЕЙ (1.4.1916, Зволенска-Слатина, - 18.12.1996, Братислава), словац. педагог, акад. и первый през. (1952-57) Словац. АН, акад. Чехосл. АН (1977). Окончил учительский ин-т в г. Лученец (1936), затем филос. и естеств.-науч. ф-ты ун-та в Братиславе (1942). Одновременно работал учителем. Участник Словац. нац. восстания (1944). После освобождения Чехословакии (1945) был на гос. и парт, работе, первый зам. министра просвещения, наук и иск- в Чехосл. нар. республики (1950-51); преподавал педагогику в Ун-те им. Я. А. Коменского (с 1971 проф. филос. ф-та) в Братиславе, а также в вузах Нитры, Кошице и др. В кон. 50-х гг. за критику методов парт, руководства Словакии в культурных преобразованиях исключён из компартии, снят с гос. и науч. должностей. После реабилитации (летом 1968) вернулся к науч. работе.

П. - один из теоретиков и организаторов реформ в образовании в Словакии после 1945, инициатор расширения сети словац. вузов, в т. ч. педагогических. Автор вузовских учебников по дидактике (1950) и др. С нач. 70-х гг. по инициативе П. издана серия книг «Энциклопедия работника образования», для к-рой он написал неск. монографий. Как през. Словац. АН возглавил разработку проекта и предложил концепцию (1954) «Словацкой энциклопедии» (т. 1-6, 1972-82); вёл в ней раздел педагогики. Гл. ред. «Словацкой педагогической энциклопедии» (т. 1-2, 1984-85). Пред, комиссии по реформе словац. орфографии (1952-53), один из авторов Большого рус.-словацкого (1960-70) и Большого словац.-русского (1970) словарей.

Соч.: Skolstvo-zaklad kulturnej vystavby slovenska, Bratislava, 1946; O polytechnickej vyc-hove, Bratislava, 1953; Vedecko technicka revolu-ce, akola a vchova, Praha, 1979; Za novy akolsky System, Bratislava, 1984.

Лит.: M a t e j J., Zivot a dilo akademika O. Pavhka v boji o jednotnou akolu, «Pedagogi-ka», 1986, № 2. Г. А. Касвин.

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАВЛОВИЧ СЕРГЕЙ АНДРОНИКОВИЧ

ПАВЛОВИЧ СЕРГЕЙ АНДРОНИКОВИЧ - [15(27).5.1884, Петербург, - 21.1.1966, Ленинград], учёный в области методики естествознания, проф. (1935). Воспитывался в семье революционерки Л. М. Книпович. В 1904-12 работал по обслуживанию подпольных типографий Петерб. к-та РСДРП. С 1903 учился на физ.-матем. ф-те Петерб. ун-та (окончил его в 1910). Пед. деятельность начал в 1907 на Фребелевских пед. курсах, в то же время (с 1908) работал на кафедре зоологии Психоневрологич. ин-та. С1919 в ЛГПИ. Одновременно (с 1921) читал курс методики естествознания в пед. техникуме, проводил показательные уроки в ср. школах.

Осн. направление Н.-и. деятельности П. - теория и практика наглядности в шк. естествознании, разработка разл. типов уч. оборудования. П. - автор ряда ориг. наглядных пособий по естествознанию для нач. школы. Большое значение П. придавал т. н. пед. рисунку, разработал их типы и технику выполнения на классной доске. Впервые в истории отеч. методики естествознания П. поставил вопрос. об использовании уч. фильма в процессе обучения («Уч. кино на уроках естествознания», 1949).

Соч.: Простейшие работы по изготовлению коллекций, M.; Изготовление приборов для шк. лабораторных занятий, М.; Практика преподавания естествознания в нач. школе, М. - Л.; Как преподавать нач. знания о неживой природе, М. -Л., 1948; Самодельные пособия по ботанике и зоологии, Л., 1954; Кабинет биологии в ср. школе, Л., 1955; Модели с.-х. машин, Л., 1956.

3. А. Клепинина.

ПАКИСТАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАМВА БЕРЫНДА

ПАМВА БЕРЫНДА (сер. 16 в. - 23.7.1632), деятель вост.-слав. культуры, лексикограф, писатель, типограф. Уроженец Украины (по др. версии, Молдавии). Приобщился к книгоиздат. деятельности, работая в качестве автора, справщика (редактора) и иллюстратора в православных типографиях Стрятина, Львова и др. В 1617 приглашён в типографию Киево-Печерской лавры, где в 1627 издал «Лексикон славеноросский и имен толкование» - наиб. полный толковый словарь церк.-слав. языка (ок. 7 тыс. единиц). Источниками словаря послужили «Лексис» Л. Зизания, переводы творений отцов церкви и антич. авторов, отд. книги Библии, памятники др.-рус. литры. Сочинение П. Б. считалось необходимым пособием для изучения церк.-слав. языка, до кон. 17 в. остававшегося в православном мире языком науки и образованности. Словарь имел энциклопедич. характер, по содержанию был близок к азбуковникам, включал, помимо филол. толкований, богословские и филос. комментарии, сведения по поэтике, риторике, естествознанию, нар. быту и культуре.

Переизданный в 1653 (Кутейно, близ Орши) словарь получил распространение в рус. центрах образованности (Типографская, Заиконоспасская школы в Москве и др.). Во всех крупных европ. б-ках 17 в. имелось большое кол-во рус., укр., рум. рукописных списков «Лексикона». В качестве пособия использовался в духовных уч. заведениях России вплоть до 19 в. Как лит. памятник издан в Киеве (1967; справочный аппарат на укр. языке).

Лит.: Коляда Г. И., Памбо Берында и его «Лексикон славеноросский», Уч. зап. Гос. пед. ин-та им. Т. Г. Шевченко, сер. филол., т. 3, Сталинабад, 1953. А. В. Лаврентьев.

ПАМЯТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНКРАТОВА АННА МИХАЙЛОВНА

ПАНКРАТОВА АННА МИХАЙЛОВНА - [4(16).2.1897, Одесса, - 25.5.1957, Москва], историк, акад. АН СССР (1953). д. ч. АПН РСФСР (1944), засл. деят. науки РСФСР и Казах. ССР. Окончила ист. ф-т Новороссийского ун-та в Одессе, ист. отделение Ин-та Красной профессуры (1925). Пед. деятельность начала в Одессе (1914) в вечерней и воскресной школах. С 1922 вела науч.-пед. работу в высш. школе (АКБ, Коммуни-стич. ин-те им. Я. М. Свердлова, Военно-полит. академии, Моск. и Саратовском ун-тах, МГПИ и др.). Чл. редколлегии журн. «Преподавание истории в школе» и др. П. занималась преим. проблемами истории рабочего движения, Революции 1905-07 и истории сов. общества. Участвовала в создании «Истории дипломатии» (Гос. пр. СССР, 1946). В качестве председателя ист. секции Уч.-метод. совета в течение ряда лет руководила составлением программ по истории СССР для ср. и высш. школы, метод. пособий для учителей. Под редакцией П. и при её авторском участии был создан первый стабильный учебник по истории СССР для 8-10-х кл. (1940, имел многочисл. переиздания). Учебник П. по истории для 10-х кл. был первым опытом систематич. изложения послеоктябрьского периода истории СССР.

Лит.: Памяти А. М. Панкратовой, ВИ, 1957, № 4; Панкратова А. М., ИШ, 1957, № 4.

ПАНСИОНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНТЮХОВ ОЛЕГ ИВАНОВИЧ

ПАНТЮХОВ ОЛЕГ ИВАНОВИЧ - [25.3(6.4). 1882, Киев, - 25.10.1933, Ницца, Франция], офицер, организатор скаутского движения в России. Окончил Тифлисский кадетский корпус (1899) и Павловское уч-ще (1901), служил в лейб-гвардии 1-м Его Величества батальоне в Царском Селе. Участвовал в 1-й мировой войне, награждён орд. Св. Георгия. Первую дет. группу спорт, направленности создал ещё в Кадетском корпусе. В 1909 основал первый рус. скаутский отряд из детей, посещавших дет. площадку в Павловском парке (близ Петербурга). В своём творчестве опирался на идеи основателя англ. скаутизма Р. Баден-Поуэлла (к-рый поддерживал рус. скаутизм и встречался с П. в Петербурге, 1910-11) и на опыт скаутских орг-ций Англии и Дании. В своих книгах «Памятка Юного Разведчика» и «В гостях у бойскаутов» (1912), «Спутнике скаута» (1914) и в Уставе Всерос. об-ва содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут» (1929) изложил принципы рус. скаутизма как особого типа дет. отеч. орг-ций, основывавшейся на идеях нац. самосознания, патриотизма, веры в Бога, традициях нар. педагогики и воспитывавшей в детях преданность Родине, верность, трудолюбие, правдивость, вежливость, смелость, силу, ловкость и т. п.

В 1919 принял участие в Съезде скаутских деятелей и инструкторов Юга России в Новочеркасске (город находился под контролем Белой армии), на к-ром был избран Старшим рус. скаутом. В 1920 эмигрировал. На о. Принсипи (ныне Республика Сан-Томе и Принсипи) создал рус. скаутский отряд, положивший начало скаутскому движению в рус. эмиграции. Затем продолжил организацию скаутских объединений во Франции. Самоотверженная воспитат. деятельность П. помогла неск. поколениям рус. людей, вынужденно оказавшихся в др. странах, сохранить и поддерживать в своей среде нац. традиции.

Лит.: 60 лет Русского скаутизма, Сан-Франциско, 1969. О. В. Решетников.

ПАРКЕР ФРАНСИС УЭЙЛЕНД

ПАРКЕР ФРАНСИС УЭЙЛЕНД (9.10.1837, Бедфорд, шт. Нью-Хэмпшир, - 2.3.1902, Пасс-Кристиан, шт. Миссисипи), амер. педагог. С 16 лет работал учителем сел. нач. школы. В 1861-65 участвовал в гражд. войне на стороне северян. В 1865-71 был директором школ в Манчестере (Нью-Хэмпшир) и Дейтоне (Огайо), где отказался от жёсткой дисциплины, наказаний, не поощрял соперничество между учениками. В 1872-75 изучал философию, педагогику и психологию в Европе. Значит. влияние на пед. взгляды и деятельность П. оказало наследие И. Г. Песталоцци, идеи И. Ф. Гербарта. После возвращения из-за границы П. был избран суперинтендентом округа г. Куинси (Массачусетс). Деятельность его на этом посту (1875-80) получила широкую известность. П. повёл борьбу с формализмом в обучении, поставил перед школой задачи сделать ребёнка центром пед. процесса и связать содержание уч. предметов так, чтобы усилить их жизненное значение для детей, ввёл в программу естеств. науки. Свои идеи П. развивал в дальнейшей работе в качестве инспектора школ округа Кук в Чикаго (1880-83), а также (в 1883-89) на посту директора 8-летней нач. нормальной школы этого округа. При школе имелись б-ка, типография, где печатались уч. материалы, уч. мастерские, опытнический с.-х. участок, дет. сад. П. отказался от жёсткой регламентации шк. обучения, использовал элементы комплексного содержания обучения. Орфография, чтение, чистописание изучались в процессе придумывания детьми и печатания рассказов в «Листках для чтения», естествознание, география - во время прогулок по окрестностям и экскурсий. Изучение естествознания связывалось с занятиями языком и изобразит, иск-вом, математики - с лабораторными работами, ручным трудом (вязание, плетение, гончарное и переплётное дело, садоводство, кулинария). Музыка и драма, гигиена и физич. воспитание рассматривались как средство самовыражения детей. Важную роль в деятельности П. занимала работа с учителями на регулярных конференциях.

В 1899 П. стал директором Чикагского пед. ин-та, представлявшего собой эксперим. пед. центр. к-рый в 1901 влился в пед. ф-т Чикагского ун-та. Руководимая П. нормальная школа стала своеобразной лабораторией при Чикагском ун-те; её деятельностью впоследствии руководил Дж. Дьюи, испытавший сильное влияние идей П.

П. считал центр. задачей воспитания правильное развитие в каждом ребёнке «внутр. движущих сил», творческих способностей, фантазии. Как демократ и республиканец, П. был сторонником независимости школы от гос-ва, рассматривал её как «образец семьи, общину и зародыш демократии», считая свободное и полноценное развитие индивидуума залогом демократизации общества. Дж. Дьюи назвал его «отцом прогрессивного воспитания». Деятельность и идеи П. оказали Значит. воздействие на развитие педагогики в США.

Соч.: Talks on pedagogics. An outline of the theory of concentration, N. Y. - Chicago, 1894;

The Quincy method, «The American Journal of Sociology», 1900, v. 6, № l, p. 114-20.

Лит.: Гончаров Л. Н., Школа и педагогика США до второй мировой войны, М., 1972, с. 89-92; Dewey J., [In memoriam: Colonel F. W. Parker], «Elementary School Tea-cher», 1902, v. 2, June, p. 704-08; D a n g l e r E., From Quncy to Chicago - The American Comenius, «Harvard Educational Review», 1943, v. 13, p. 19-64; Cremin L. A., Thetransfor-mation of the school, N. Y., 1961; Campbell J. K., Colonel F. W. Parker. The childrens crusa-der, N. Y., [1967]. M. В. Кларин.

ПАРКХЕРСТ ЕЛЕНА

ПАРКХЕРСТ ЕЛЕНА (7.3.1887, Дьюранд, шт. Висконсин, - 1.6.1973, Нью-Милфорд, шт. Коннектикут), амер. педагог, создательница Дальтон-плана. Последовательница М. Монтессори.

После окончания ср. школы (1904) работала в сел. школе, после окончания нормальной школы в 1911-15 преподавала в учительских колледжах шт. Вашингтон и Висконсин. В 1917-18 возглавляла отделение подготовки учителей в Колледже Монтессори (Нью-Йорк). В 1910 сформулировала Лабораторный план уч.-воспитат. работы в школе, к-рый в 1918 был применён в паблик скул г. Долтон и переименован в Дальтон-план. План П. основывался на принципе индивидуального обучения, на убеждении, что наиб. эффективно дети учатся и развиваются в ситуации раскованности и свободы выбора. В рамках плана предусматривалось: увязать программу для каждого учащегося с его интересами и способностями; обеспечить его независимость, равно как и ответственность перед другими. При организации работы по Дальтон-плану учащийся не связывался общей классной работой, ему предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего уч. времени. Вместо классных комнат были созданы предметные лаборатории, и каждый учащийся переходил из одной в другую согласно своей индивидуальной программе. Уч. задания разбивались на месячные «контракты». Каждый учащийся брался выполнить месячное задание в самостоятельно определяемом темпе. Особое внимание уделялось учёту работы учащегося, осуществляемой при помощи сложной системы учётных карточек.

В 1920-42 возглавила частную школу (Дальтон-скул), к-рая имела исключительный успех. Сюда стали приезжать педагоги со всего мира, чтобы увидеть план П. в действии. В 1922 в Великобритании была опубликована кн. П. «Обучение по Дальтон-плану» («Education on the Dalton Plan»), впоследствии переведённая на 57 языков.

С 1942 чл. совета Йельского ун-та, где преподавала социологию и продолжала свои исследования. В 1947-50 вела еженедельную программу на радио, а потом на телевидении, названную «Мир ребёнка», в к-рой дети обсуждали свои проблемы. П. организованы также радиопрограммы для подростков и для слепых детей, сделано ок. 300 звукозаписей бесед с детьми в рамках психол. проблем, к-рые затем использовались в уч. курсе психологии по всей стране.

Соч. в рус. пер.: Воспитание и обучение по Дальтонскому плану, М., 1924.

Лит.: Дьюи Э., Дальтонский лабораторный план, пер. с англ., предисл. Н. К. Крупской, [М.], 1923; Notable American women. The modern period. A biographical dictionary, Camb.-L., 1980.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

ПАТОПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психич. деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.

Становление П. тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые эксперим.-психол. лаборатории в психоневро-логич. учреждениях были созданы в кон. 19 в. В. Вундтом, В. М. Бехтеревым, С. С. Корсаковым. В нач. 20 в. стали публиковаться первые пособия по применению эксперим.-психол. методов исследования психически больных. В развитии П. в России большую роль сыграли идеи Л. С. Выготского.

Патопсихол. исследования имеют большое значение для ряда общеметодо-логич. проблем психологии, напр. для решения вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики. Данные этих исследований показывают, что нарушение личности не означает «высвобождения» её биол. инстинктов и потребностей, а характеризуется прежде всего изменением самих человеческих мотивов и потребностей.

П. использует эксперим. методы исследования, осн. принципом к-рых является качеств, анализ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихол. эксперимент предоставляет возможность актуализации не только умственных операций, но и мотивов больного человека. Особое развитие получила П. дет. возраста, в к-рой на основе положения Выготского о зоне ближайшего развития разработаны особые методы, в частности метод обучающего эксперимента.

Лит.: Вопросы эксперим. патопсихологии. [Сб. ст.], М., 1965; Рубинштейн С. Я., Эксперим. методы патопсихологии, М., 1970; Зейгарник Б. В., Личность и патология деятельности, [М.], 1971; ее же, Патопсихология, M. Б. В. Зейгарник.

ПАТРИОТИЗМ

ПАТРИОТИЗМ (греч. patris - родина, отечество), социально-полит. и нравств. принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов. П. проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к ист. прошлому своего народа, в бережном отношении к нар. памяти, нац.-культурным традициям. Чувство П., выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, т. н. малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности. С развитием гос-ва П. наполнился полит. смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в войнах, в отстаивании интересов отечества. С углублением социальных антагонизмов П. приобрёл классовое содержание, интересы класса нередко рассматривались как более важные, чем интересы родины. В обществ.-гос. системах, в к-рых доминируют ограниченные интересы правящих групп, принцип П. извращается: любовь к родине подменяется преданностью властям; в соответствии с этим полезным для родины признаётся всё, что отвечает интересам правящей элиты. Не будучи осознанной, эта подмена порождает глубокие нравств. коллизии.

Марксизм выступил против П. как лицемерной идеи, за к-рой скрываются интересы буржуазии. Такое отношение к П. сохранялось нек-рое время и в сов. идеологии, однако угроза войны в 30-х гг. выявила потребность в активизации патриотич. чувств как важного средства идейно-психол. консолидации народа в противостоянии внеш. врагу. Великая Отеч. война, а затем нараставшее поли-тико-идеологич. противопоставление СССР зап. странам способствовали тому, что П. стал восприниматься как принцип противостояния некоему образу врага; патриотич. воспитание рассматривалось гл. обр. как военно-патриотическое. С распадом СССР в ряде его быв. республик возникли националистич. движения и орг-ции, к-рые стали использовать патриотич. лозунги. Такая фальсификация П. чрезвычайно опасна, т. к. приводит к разжиганию нац. розни и спекуляции на патриотич. настроениях людей.

С этико-гуманистич. точки зрения значение П. обусловлено тем, что он является одной из форм соподчинения личных и обществ. интересов, единения человека и отечества. Патриотич. чувства и идеи только тогда возвышают человека и народ, когда сопряжены с уважением к др. народам и способствуют изменению психологии нац. исключительности и недоверия в сторону взаимопонимания в межнац. и межгос. отношениях. Этот момент патриотич. сознания приобрёл особую актуальность во 2-й пол. 20 в., когда угроза ядерного самоуничтожения или экологической катастрофы потребовали переосмысления всей системы этич. ценностей, и в частности П. Р. Г. Апресян.

ПАУЛЬСЕН ФРИДРИХ

ПАУЛЬСЕН ФРИДРИХ (16.7.1846, Лангенхорн, Шлезвиг-Гольштейн, - 14.8.1908, Берлин), нем. философ, педагог. Учился в ун-тах Эрлангена, Бонна, Гейдельберга (д-р философии, 1871). С 1875 преподавал в Берлинском ун-те (экстраординарный проф. с 1878). Свою филос. концепцию обозначал как «идеалистич. пантеизм» - истолкование действительности как «единой духовной вселенной». Основу духовного, следуя А. Шопенгауэру, видел в воле. В этике считал высшим благом жизненную деятельность, претворяющую цели в жизнь. Этика и связанная с ней педагогика, по А., должны способствовать совершенствованию индивидуума как члена социального целого.

П. выступал за уравнение в правах выпускников классич. и реальных гимназий и высших реальных уч-щ. Законодат. утверждение этого предложения П. (1900) стало важным этапом в истории нем. ср. школы. Пропагандировал широкое внедрение в шк. практику методов обучения, активизирующих самостоятельность учащихся, в т. ч. в мышлении. Автор ист.-пед. исследований в области высш. и ср. образования, в т. ч. фундаментального труда «Историч. очерк развития образования в Германии» (1885, рус. пер. 1908).

Соч.: Gesammelte padagogische Abhandlungen, hrsg. von E. Spranger, Stuttg., 1912; System der Ethik, Stuttg., 192l12; врус. пер.: Германские ун-ты, СПБ, 1904; Педагогика, М., 1913; Введение в философию, M.

Лит.: Блонский П. П., Фридрих Паульсен как философ и педагог, «Вопросы философии и психологии», 1908, кн. 4 (94); L a u l e G., Die Padagogik F. Paulsens im Zusammenhang mit seiner Philosophie und ihrem Einflu? auf das deutsche Schulwesen, Langensalza, 1914. А. И. Пискунов.

ПАУЛЬСОН ИОСИФ ИВАНОВИЧ

ПАУЛЬСОН ИОСИФ ИВАНОВИЧ (16.8.1825-21.3.1898), педагог, методист, обществ. деятель. Самостоятельно подготовившись, сдал экзамен на звание домашнего учителя; преподавал рус. язык в петерб. школах. Вместе с П. Г. Редкиным и А. А. Чумиковым организовал Петерб. пед. об-во (1859) и был его секретарём; участвовал в создании Фре-белевского об-ва (1871) и курсов при нём. Вместе с Н. X. Весселем был основателем и редактором-издателем журн. «Учитель» (1861-70). Специалист. в области нач. обучения, П. пропагандировал ана-литич. звуковой метод обучения грамоте и являлся сторонником объяснительного чтения. Среди уч. и метод. пособий, написанных П., наиб. значительна «Методика грамоты по ист. и теоретич. данным» (ч. 1-2, 1887-92), к-рая содержит обстоятельный ист. обзор разл. методов обучения грамоте и осн. метод. руководств в этой области. На пед. взглядах П. сказалось некритич. использование им нек-рых положений нем. педагогики сер. 19 в., что частично отразилось в отд. формалистич. приёмах обучения, рекомендованных его методикой и критиковавшихся К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др.

Соч.: Первая уч. книжка, СПБ; Вторая уч. книжка, СПБ; Способ обучения грамоте по «Первой уч. книжке», СПБ, 1873"; Задачник письм. упражнений в родном языке, СПБ, 18753; Об употреблении «Задачника письм. упражнений в родном языке», СПБ, 19045.

Лит.: Жигулев А., Терпение и труд все перетрут. К 150-летию со дня рождения выдающегося рус. педагога И. И. Паульсона, ДВ, 1975, № 8. Л. К. Назарова.

ПЕВЗНЕР МАРИЯ СЕМЁНОВНА

ПЕВЗНЕР МАРИЯ СЕМЁНОВНА - [14.4.1901, г. Сенно Могилёвской губ. (ныне Витебской обл.), - 8.8.1991, Москва], врач-психиатр, д-р психол. наук (1960), проф. (1963). Окончила 2-й Моск. мед. ин-т (1924). С 1931 науч. сотрудник Эксперим. дефектологич. ин-та (с 1943 НИИ дефектологии АПН РСФСР), в 1951-60 ст. науч. сотрудник, в 1960-73 зав. сектором клинич. изучения аномальных детей, с 1973 проф.-консультант.

Труды по проблемам комплексного психолого-пед. изучения аномальных детей, созданию клинич. классификации олигофрении, задержки психич. развития детей, проблемам сложных дефектов (сочетание олигофрении с сенсорными дефектами).

Соч.: Дети-психопаты и лечебно-пед. работа с ними, М., 1941; Дети-олигофрены, М., 1959; Клинико-генетич. исследования олигофрении, М., 1972 (ред.); О детях с отклонениями в развитии, M. (совм. с Т. А. Власовой); Психич. развитие детей с нарушением умственной работоспособности (вариант гидро-цефалии), М., 1982 (совм. с Л. И. Ростягайло-вой и Е. М. Мастюковой).

Лит.: Певзнер М. С. (К 75-летию со дня рождения), «Дефектология», 1976, № 4; М. С. Певзнер (К 80-летию со дня рождения), там же, 1981, № 4. Г. Л. Зайцева.

ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИКА ВЕЛИКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИКА ВЗРОСЛЫХ

ПЕДАГОГИКА ВЗРОСЛЫХ - см. Образование взрослых, раздел Педагогика взрослых.

ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК

ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК - П. как социальная наука естественно входит в систему гуманитарного знания, поскольку непосредственно обращена к человеку. Но столь же верно утверждать, что П. является частью общество-знания, поскольку изучает человека в обществе и группах сверстников, а также человека в общении с людьми, прежде всего специально занимающимися воспитанием (родители, воспитатели, учителя, преподаватели и т. д. ). В более широком плане к предмету П. относится и процесс социализации Социализация рассматривается также социологией и психологией.

Однако, говоря о П. в системе наук, важно установить ее содержательные связи с др. науками. Непосредственно связана П. с психологией и ее отраслями (особенно - с пед.психологией) Нередки и утверждения типа «психология является теоретич. основой педагогики». В этом случае реальная грань, разделяющая предметы этих разл. наук, стирается В то же время она существует Если психология изучает психич. процессы, строго говоря, безотносительно к использованию соответствующих данных в процессах воспитания, то П. интересует именно и прежде всего инструментальная сторона. Напр., общие закономерности внимания и его развития изучаются психологией; целенаправленное развитие внимания в целях обучения и воспитания относится к сфере П. Она использует установленные психологией факты для исследования своего собств. предмета. В англ. и амер. традиции соответств. проблематика может относиться к прикладной части общей, педагогич. или социальной психологии. Непосредств. отношение к П. имеет философия. Во-первых, эпистемология (теория познания) составляет наиб. общую методологич. основу пед. исследования. При этом разл. филос. направления в существенной мере по-разному «видят» процесс познания вообще и соответственно процесс науч. исследования. Это определяет как приоритеты исследования, так и его методику. Во-вторых, такие традиционно филос. человековедческие вопросы, как отношение материи и духа, цель и смысл жизни человека определяют и в общей постановке, и (частично) в практич. решении собственно пед. вопросы (цели образования, его содержание и др.). Во 2-й пол. 20 в. стали активно развиваться нек-рые отрасли филос. и социологич. знания, тесно связанные с образоват. проблематикой. Совр. П. испытывает заметное влияние философии образования, социологии образования, а также этнологии.

Значение для П. имеет и этика. Выводя нормы нравственности из жизненной практики и разл. филос. систем, формулируя их в виде моральных норм, этика, однако, не занимается вопросом о том, как индивид или общество присваивает эти нормы и соответствующие образцы поведения. Этим занимается П., выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы. Подобным образом можно представить взаимодействие П. и эстетики, в результате к-рого становится возможным разработка теории и создание действенной системы худож. воспитания. П. устанавливает свои формы связи и с нек-рыми естеств. науками, изучающими человека как биол. существо (анатомия, физиология, гигиена).

Логика во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образоват. процесса. Конечно, - это задача и П. в пределах свое-ix» собств. предмета, но логич. схемы, фигуры, законы являются необходимой (хотя и недостаточной) основой, если используется аппарат одной науки для решения прикладных задач другой. Связи П. с разл. разделами математики и кибернетики (теория вероятности, матем. статистика, теория автоматов) важны для решения на совр. уровне пед. проблем с использованием аппарата этих наук: моделирования и алгоритмизации обучения и т. п. Т. обр., П. использует теоретич. построения, конкретные данные и аппарат разл. наук для решения своих задач; ввиду многообразия и широты последних сказанное выше - лишь пример, а не исчерпывающий перечень наук, с к-рыми П. связана.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДАГОГИКА ДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГИКА ДЕЙСТВИЯ - школа действия («Tatschule»), течение в реформатской педагогике кон. 19 - нач. 20 вв. Получило распространение гл. обр. в Германии. С точки зрения сторонников этого течения, главным в воспитании и обучении является принцип действия На практике это означало требование к учителю развивать все формы активной деятельности учащихся. В действиях ученика находят выражения его представления о внеш. мире, воспитание и обучение в первую очередь должны опираться на них Исходя из этого, основоположник П.н.д. А Лай сформулировал тезис о единстве в пед.процессе восприятия, умственной переработки внеш. выражения или изображения с доминирующей ролью последнего.

Внеш. выражение может принимать разл. формы сочинение, иллюстрирование лит -худож. произведений, лепка, изготовление или моделирование разл. предметов, проведение физ. или хим. опытов, работы на пришкольном участке и т и Все эти формы изобразит.-выразит деятельности учащихся II д рассматривала как сознательные реакции и видела главное их назначение в приспособлении индивидуума к окружающей его в данный момент обстановке Представители II д заботились вместе с тем об устранении возможных конфликтов со сложившимися в обществе этич, эстетич. и религ. нормами Мн идеи II д встретили поддержку сторонников нового воспитания и трудовой школы.

ПЕДАГОГИКА ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница